Литтл Маунтинмэн

Толстой и Достоевский писали образами, но точно не словами

Оригинал взят у 4ad0 в Толстой и Достоевский писали образами, но точно не словами, слова были какие попало (с) А. Генис

С начала года читаю "Войну и мир". Совсем не тороплюсь, надолго бросаю, потом снова принимаюсь с середины предложения, на котором остановилась месяц назад. Приятно, что я многих моментов не помню с предыдущих прочтений. Хорошая болезнь - склероз.

С одной стороны, восхищаюсь Толстым, пытаюсь учиться. С другой - замечаю ошибки, ляпы, внутренне бухчу по этому поводу. Серьезно! Он не брезгует употреблять однокоренные слова в одном предложении (и это не оправдано какой-то стилистической идеей)! Он забывает, какой образок повесил на князя Андрея. Он буквально повторяет фразы, которые уже были абзацем выше. При всем при том остается гениальным писателем. Доводит до слез этой своей княжной Марьей и трогательным Пьером. Заставляет думать. Вдохновляет, в конце-то концов! "Последний эльф XXI века" наполовину обязан своим появлением "Войне и миру".

Сегодня на глаза попалось интервью с Александром Генисом, в котором он взял и ответил на незаданный, но мучающий меня вопрос: почему Толстой позволяет себе такое невнимание к слову?

Цитирую:

"Литература эволюционирует. Возьмите прозу XIX века – наши любимые писатели, Достоевский или Толстой, меньше всего интересовались языком. Вот уж чего там не было, так это языкового фетишизма, которым так знаменит Бродский! А литература ХХ века пошла по пути авангарда, она сосредоточилась на стиле и языке. Сравните текст Толстого и текст Бабеля – господи, какие это разные литературы! Это один и тот же русский язык, но как же все-таки изменилось представление о роли слова, о роли синтаксиса. И то, и другое замечательно, но это просто по-разному. Достоевский и Толстой писали идеями, Достоевский писал скандалами, Толстой писал концепциями, и тот и другой писали образами, но точно не словами, слова были какие попало. Толстой сажал по четыре "что" в одно предложение, Достоевский списывал пейзажи с каких-то французских плохих романов. "Смеркалось. Грустно было" – так у него в "Бесах" описан пейзаж, просто смешно. Их не интересовали слова, они занимались более важными вещами. В ХХ веке мы стали фетишистами языка. Мои любимые писатели ХХ века – как раз те, которые именно в словах живут, как Мандельштам, как Олеша, как Бабель, как тот же Бродский.

Я связываю это с обмелением содержания. Лучшие русские писатели XIX века основывали из своей литературы новую религию, это были люди, которые именно так представляли себе замысел Бога о них. Модернистская литература нашего времени – литература, уставшая от предыдущего периода. Стали важны слова, а не идеи. Это продолжается до сегодняшнего дня. Вот Довлатов был человеком, который твердо и ясно сказал: писать надо не идеями, а буквами".

Записи из этого журнала по тегу «лечебник_графомании»