pol_ektof (pol_ektof) wrote,
pol_ektof
pol_ektof

ОХ УЖ ЭТОТ СОРОКИН!



Да, я позиционируюсь графоманом. Да, читал я этого Сорокина! Вовсе не по санаторной необходимости. И не для лечения чьей-либо головы. А по принципу каждого сомневающегося, а не фальшивого или совсем конченного графомана, которому окружение уже безразлично: “конкурентов надо знать в лицо”.
Я даже зарекался читать Сорокина по следующему умозаключению: “одной книги   для этого писателя (как и девяти граммов свинца в другой ситуации) достаточно”.
Очень уж меня достала в период знакомства с его творчеством “Ледяная трилогия”. Каждая из её частей там повторяет предыдущую - с некоторой вариацией в части имён и хронологическим бэкграундом.
От этой книжки у меня сформировалось малоприятное ощущение, что написана она “так толсто и так нагло” исключительно ради толщины.
Тем не менее, я сделал вывод, что Сорокин классный стилист. Или подражатель стилям, если хотите, чтобы звучало обидней. Этого у него не отнять. Но как-то мало одного этого. Ощущение плагиата очень сильное. Именно ощущение, так как, разумеется, это не настоящий плагиат, а подделка «под плагиат». Ибо никто из "великих" не догадался патентовать стили.
Всё у Сорокина сделано индивидуально, тщательно до перфекционистичности, и с бездной «специального» вкуса. Это не копии с известного, а очень тонкое манерничанье, цепляющее и верхушки стилей и порой забирающее в глубину.
И словарный набор, и орфографика, и темпо-аллегро, и антуражи, и топонимика, и религиозность, и домострой, и столованье, и огороды, и коровы, и плотники, и брички с кучерами, и русские клюквенные замашки – всё это формально будто бы есть, и выстроено как в потёмкинской деревне - вроде бы во внешне правильной «литературно-классической» пропорции.
Но, хочу отметить явную вещь:  алгоритмика большинства произведений в той части, где Сорокин пока что балуется с мимикрией под кого-нибудь из великих конкретно, или, так сказать, в собирательном смысле, и ещё не принялся за личную сорокинскую модернизацию, настолько вторична, что забивает и начальный и "постмодернизированный" смысл.
 Во всяком случае, это в моей голове такое сложилось.  Как у других - уж не знаю.
На мой взгляд, стратегия у Сорокина такая: зацепить читателя прекрасным языком - буквально посадить на крючок, а далее водить на этом крючке читателя, как большую рыбу, в ту сторону, в какую он хочет. В общем, похоже всё это на шулерство в сочинском парке, и на рыбную ловлю одновременно. Но, на талантливое шулерство и на ловлю с «подставной, заранее слегка битой по голове, рыбой».
Читатель вообще "любит" шулеров и легко «клюёт» на подставную рыбалку. Это мы знаем по популярности у людей тех книжных сюжетов, где речь идёт о прохиндеях разных сословий и видов – лишь бы были умны и побеждали быдлятину с начальственной серятиной. В наше время к обманываемой массе стало модно подключать звездатых, аморально п***нутых и просто олигархов. Все они будто работают по одной программе. Они таким образом развлекаются. "Серьёзную" литературу они считают скучной, а вот когда с говнецом, с прибаутками, с наездами, то для них это уже нормально. Это всё равно, что свадьба русских в каком-нибудь швейцарском Тюильри или в музее естественного развития Британии с битьём посуды, с кулачными боями, с трахом в королевской постели под вспышки фотокамер. Посрать под дверь прилюдно - это вообще шик.

     Тактических приёмов у Сорокина куча. Обманывает доверчивого читателя Сорокин ловко. Он настоящий стилист, гораздо лучше категории "просто хорошего ремесленника".
  Его бы умение, да приложить к написанию настоящей литературы без баловства - не было бы Сорокину цены. Но этого Сорокин не делает. Слава и известность и так бежит впереди Сорокина - зачем же ему скучная "правильная" литература, с которой хлопот больше чем денег?
Ему ещё хочется позабавиться с народом и потешить своё тщеславие. Приятно быть в первых. Пусть даже в "потешном жанре". Ведь всегда можно сделать вид, что это тоже жанр, что это остроумный жанр-перевёртыш, интеллектуальная игра в слова - всё с пышной приставкой "постмодернизм", а не настоящие потешки. Не настоящий понос, а игровой, сатирический, а-ля-пантагрюэльный. Не тошнота с блевотиной, а имитация их на дорогой сцене. Не заношенные штучки, а модный стокен-хэнд. Не те философские яйца, которые курицу учат, а яйца, прибитые к Красной площади. То есть всё это перформанс, смех над смехом, бесконечная вереница прописанных образов и дотошных фонов "а ля хоть кто-нибудь" без какой-либо полезной надобности в них. Ибо это и есть самоцель: внешнее сходство, маска, маргинальное псевдоискусство. Своих позиций Сорокин не намерен сдавать. Он на игле своего имиджа, скрупулёзно самосозданного, а теперь оберегаемого и расширяемого.

     В процессе написания текста, постепенно, рывками, или единомоментно писатель наводит на произведение не только литературный лоск, но и постмодернистский срам. Срам этот совсем рядом с китчем, если это и не есть сам китч. Но безусловное, фокусническое, карнавальное, зверское мастерство писателя не даёт ни малейшего основания так считать никому. Разве что самому хладнокровному критику, воспитанному исключительно на партийном позитиве и наивно верующего в лечебные и "учительские" свойства любой литературы.

     Всё перечисленное в совокупности и делает из Сорокина, не просто яркого и внутренне нравственно изувеченного писателя, но именно Сорокина – Писателя (талантливого изощренца, стоящего надо всеми, и над правилами профессиональной порядочности, ниспровергателя классической литературной механики, паразита, фактически проедающего плоть, в которой живёт, при том шутника и скомороха) всё с огромной пропиаренной буквы.
Такое вот кредо у этого человека. На мой, конечно, взгляд. Будет ли оно (кредо)  меняться со временем - кто его знает. Мне кажется, что уже не будет. Но, время покажет и ху есть ху, и просто ху. Резервов у Сорокина выше крыши. Он на вид-то молод и свеж, при всех прожитых годах, уж не говорю, насколько задорен морально, вероятно, полон планов и ухватист практически.
Вроде сказал всё, что хотел, но просто добавлю к палитре ещё немного тёмных красок.
     В общем, ощущение от этого писателя у меня такое, что Сорокин создаёт книги не для того, чтобы книга выглядела "естестественной", и – как говорят филологи – когда за спиной у читателя писателя нет, а ровно наоборот. То есть для того, чтобы читатель чувствовал Сорокина. И даже не за спиной,  как преследователь в хорошем триллере, и чтобы не выскакивал спереди неожиданно, а вообще был откровенно сверху -  то ли вцепившимся в волосы читателю, то ли отвинчивающим ему голову. И поделом такому читателю: надо быть немного разборчивей и поумней, если хотите.
 Странный, конечно, концепт у этого яркого господина писателя, но именно он отличает Сорокина от других, и именно он делает Сорокина не просто читабельным, а сверхчитабельным на уровне болезненного, чувственного  мазохизма (чёрного юмора, страшилки, инди-винди хоррора – называйте его жанровые предпочтения как хотите, вплоть до «сороковщины» - по имени его создателя). И это не преувеличение для красного словца, а суть.
В общем, друзья, Сорокин над нами читателями издевается, насилует наши мозги, и выкачивает наши карманы. Честь ему и хвала. За то, что он такой умный и техничный.
Трэшевый Бушков, занимающийся аналогичной обдираловкой, по уровню литературного таланта и изощрённого изобретательства Сорокину в подмётки не годится. Бушков – эталон графомана маргинального, при этом пользующегося спросом у малообразованной публики.
Сорокин же – это литературный гений, квазиспециалист по запудриванию мозгов публике нормальной, которая до поры не может, или не хочет «раскусить» его фокусов, так как товар уже куплен – как же тут сознаться в лоховстве. А также дружбан с публикой высокоинтеллектуальной, которая давно всё раскусила, и находятся уже в такой специальной игровой, партнёрской позиции, чуть ли не в групповом кружке сверхчёрного юмора с садистско-маразматически-гиперреалистическим уклоном.

Pol_ektof
Tags: Сорокин, неправильные_книжки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment