pol_ektof (pol_ektof) wrote,
pol_ektof
pol_ektof

Музей Кузнецкого Угля на стенке "Семи пятниц". Часть 1

музей угля.jpg
ЧАСТЬ 1

Пригодился Музей Кузнецкого угля... в ресторане, «Семь пятниц» который, пятницы там хорошие, и это не реклама.

А музей там нарисовался в качестве настенного оформления. Не думайте, это не роспись. Это обыкновенные типографски напечатанные две (2!) картинки в багетах. 600х600 размером. Всего-то. Кла-а-асс! Стучит нам в сердце.
Такая вот бывает редкая судьба у некоторых счастливо неосуществлённых проектов.
И в Кемерове не обошлось без данного культурного казуса.
Вроде бы радоваться надо: какая оригинальная идея… вроде бы не нова, но в нужном месте, да ещё украшает интерьер, ненавязчиво, да ещё несёт познавательную функцию, притом кушать пиццу не мешает, а также придаёт… вроде бы питейному заведению… а немножко культурного статуса.
Вроде бы, в общем, ничего особенного.
Если красиво, и пицце не мешает, то пусть будет.
Во славу городу, и заведению, так сказать. Немножко и заказчику от славы перепадёт, и даже областной администрации, так как финансовые ноги прекрасного музейного проекта в каком-то (неизвестном мне) роде  растут оттуда. Да это и модно в последние двадцать лет. В какой-то степени это подарок Кузбассу, как бы только подчинённые не перегорячились… пусть невеликий подарок, зато все знают от кого он.
Опускаю вопросы на предмет окрасивления стены: «кто присоветовал», «как автор клюнул», «сколько заплатили», и так далее.
Ну не существенно это всё. Эка мелочь! Это не война, не Пикассо, не Меланья, не фейк, и даже не скандал, а обычная, притом скромная, удача. Проявление вкуса, если быть точнее… и если на секундочку умолчать ошибочно заявленную скромность.
Главное вот что: что же такое проект "Музея Кузнецкого Угля"? и почему пара навесных картинок на его тему удостоилась такой ресторанной славы, почитай что народной: «без пафоса запечатлеться на стенке». Такого в Кемерове будто бы ещё не было.
Да мы особенно и не хвалимся: удачно? попали в стиль? Вот и слава богу! Фотографируйтесь на фоне. Мы спокойны.
А они и не фотографировались вовсе. Возможно от органичности странного украшения. Не знали, что так можно. Теперь же, прочитав эту бойкую статейку, станут фотографироваться.
В общем, народ поначалу не суетился и не спрашивал. Считал, что раз так сделано, значит, это было кому-то нужно. Так оно и есть.
А вот представитель Заказчика проекта Музея (без фамилий и названия организации, а зачем), увидев, поначалу как бы вспылил.
Другими словами, предъявил права и высказал ревность: деньги, ясно дело, не его, но он же обозначен куратором, так почему его фирму на картинке не упомянули!?
Хорошо, что не потребовал картинку снять: это было бы совсем неловко.
Если честно, то ревность заслуженная. А в отношении купленных авторских прав отмечена некая спешка. Или те лица, которые подписывают договора, ставят подписи не глядя. Или желаемое выдаётся за действительное. Или что-то ещё, что лишним лицам, типа меня, не ведомо, так как составляет мадридскую тайну.
Так как мне предъявили, устную, слава богу, претензию, что будто бы проект наш куплен вместе с авторскими правами. У проектной организации.
Странное дело, но ведь я-то, являясь несомненным автором архитектурной части проекта, не продавал ни организации, ни ещё кому-то, своих авторских прав. Так что, спрос не ко мне. И я такого не припомню.
Работал по обыкновенному найму. Организация порядочная.
Разве что… может быть… по пьянке? Чёрт! Дык… вроде некогда было: такая была напряжёнка. Пою: «Покажите договор, покажите…».

***

Объяснение начинаю со второго пункта, где "как да почему".
Совпал интерес владельца ресторана и автора архитектурной части проекта музея (то есть, извиняюсь, меня). К проекту интерьера ресторана я не имел ни малейшего отношения. А к проекту Музея имел. Самое непосредственное.
Меня же пригласили не как архитектора, а как человека, который пособит заказчику в конкретной проблеме: украсить стенку. Конкретная (совсем небольшая) проблема заключалась в том, что владельцу ресторана буквально перед самым открытием заведения захотелось привнести в интерьер немножко проектного духа – вот любит он это греховное искусство. И чтобы совсем чуть-чуть с культурной городской спецификой было. Так как он де скрытый патриот города. Это здорово, друзья! Побольше бы таких рестораторов-патриотов!
Для этой самой культурной специфики и «проектного духа с патриотизмом» была выделена пустая стенка. Может, она и случайно образовалась, но что это меняет? Идея-то хороша.
Так как она свежее самого наисвежайшего пива.
И со временем внедряется в мозг постоянного посетителя.
А случайного совсем немножко шокирует. Самую-самую малость. Как тонкий и бесплатный бренд.
Так что я попался на глаза вовремя.
Я согласился, не думая о последствиях.
И в дополнение к другим графическим работам – также на тему города – почти мгновенно (ночи хватило, у профессионалов всё делается быстро) привлёк две компиляции-иллюстрации с проекта Музея. Разумеется, вся красота, да красота ли? была сделана индивидуально-специально. Компьютер помог. Спасибо Фотошопу что ли. Или Корелу. Уж и не помню имён помощников.
Картинки были разными, но имели единую цветовую гамму и проектную тематику.
Картинки имели двойную цель:
1-я: чисто декоративная: как арт-дизайн на основе архитектурной тематики.
2-я: попутно захотелось напомнить кемеровчанам (и обозначить для  иногородних посетителей) о подзабытом факте существования очень даже любопытного проекта с маркировкой «Музей Кузнецкого Угля».
То есть привнесена была социальная нотка. Общественно-полезный мелизм, так сказать. И это, надеюсь, не грех, а плюс. К концепции ресторана: домашний, семейный, товарищеский. К адресности: «ресторан конкретного города» в самом центре. И к дизайну: свежо.

***

По первому же пункту также объясняю. Потому что просто уже стало читателю интересно: что да как. И, по возможности, кратко, хотя читатель особо и не торопится.
– Да же, читатель?
Разумеется, что короче, чем, например, в пояснительной записке. Ибо не проекты тут мусолим, а рисуем литературу. А это совсем разные жанры. И разные инструменты интеллектуального воздействия: как русские буквы и египетские иероглифы.
И заодно производим культурные сообщения об околокультурных событиях. Тавтология тут – специальной выделки.
– Здание музея (он же и многофункциональный центр культуры, в основе которого лежит тема Музея Кузнецкого Угля) расположено на высоком берегу реки Томи. Почти на самом краю скалистого обрыва. С площадки этой территории открывается вид на весь город (несколько по диагонали от этого места). Напротив Музея, на противоположном берегу Томи располагается огромная промышленная территория с включенной в неё зоной исторической и архитектурной ценности. Жаль, что там не Нью-Йорк и не Голливуд. Зато как хорошо, что не Детройт с его замечательно выгнившей автомобильной промышленностью.
– Здание наше, хоть и на бумаге, но, будто превращаясь в реальность, в уме автора, туда же притянем читателя, вырастает из каменистой террасы. Камни лучше некуда. Не хватит родных – привезут из карьера.
Терраса  в плане имеет форму треугольного выступа. Это вам не кратер вулкана: тут ничто не взорвётся, и ниоткуда не возьмись лава не потечёт. Это и задало тему музея в форме треугольника. Музей вам – не летающая тарелка! Почему бы и не треугольник. Такой точно не улетит и не испарится в припадке реинкарнации.
Терраса расположена на семь метров ниже окружающей территории. Как сказал известный в нашем департаменте культуры профессор Питер XXX из Голландии, нам (проектировщикам из Кемерово, а завидует Питер!) страшно повезло: как студенту, которому попалась тема «объект в крутом ландшафте». А то мы без него не знали!
– Таким образом, вход в здание для посетителей и основные экспозиционные залы, а также конференц-зал «естественным образом» расположены на верхней отметке перепада рельефа. Ну да: мы так решили.
Помещения для обслуживания, хранение временных и новых экспонатов, часть помещений для науки и административная часть, ресторан или кафе расположены в среднем этаже. Тоже нештяк. Особенно ресторан или кафе. Он как бы «зависнет» между небом и землёй: я же сказал, что дело происходит рядом с отвесным обрывом, высотой сто с лишним метров, через реку будет видна промышленность в дымке (точно Шанхай, едрён корень! Дымка сизая).
– В цокольно-подземной части расположен ещё один экспозиционный зал. Едва ли не самый впечатляющий по образу. Он имитирует шахтовый (шахтный?) забой. Это весёлая тема. Будущему экспозиционеру будет где разгуляться и где напроектировать фальшивок. Добавить в интерьер: крыс, летучих мышей, и канарейку, потоки воды со стен, водяную завесу из резиновых пузырей.
– Верхний уровень с уровнем цокольно-подземным соединяет панорамный лифт. Лифт сквозной. Он выходит на кровлю здания. С кровли, организованной как эксплуатируемая и выставочная, открывается вид на город и на промзону (снова Шанхай, опять Нью-Йорк, изнова Детройт, наконец родной Коксохим). Глобальная промзона, судя по применённым гиперболам, представляет несомненный зрительский и познавательный интерес. Так оно и есть!
Но  на этом месте закончились шутки и пошла (ударение по вкусу) пояснилка.
– На нижней площадке внешней территории, и внутри между двумя зигзагообразными корпусами музея (мы называем это условно "двором"), расположена открытая "уличная" экспозиция. Она предназначена для супертяжёлой шахтовой техники.
– Двор в перспективе может накрыться остеклённой конструкцией в виде террикона. Таким образом, этот двор вполне может войти (со временем или сразу) в отапливаемую часть комплекса.
Общая площадь здания – 7500 м2 (без учёта «подтерриконной, дворовой» части).
Из них непосредственно экспозиционные площади составляют 6000 м2.
Это очень хорошее (организованное рациональной планировкой) соотношение нормируемой (целевой=музейной) и полезной площади: даже для мировой практики проектирования музеев подобного типа.
Музейный, повторюсь ещё раз, на самом деле многофункциональный комплекс, тайно и не забывая о скромности в узде, замысливался нами (как бы по факту), кроме всего прочего, как своеобразный символ (или "фишка") Кузбасса и города Кемерово. Нечто вроде Эйфелевой башни для Парижа.
Но: Проект умер!
Но! да здравствует Проект!
Видимо – если мир выживет, а Кузбасс разбогатеет (а куда он денется!) – этот «амбициозный» проект будут воплощать другие лица: новые инвесторы, новые заказчики, новые проектировщики и строители.
...........................
продолжение ЗДЕСЬ
Tags: pol-ektof_arcitekt, pol_ektof_creativity, Музей_Кузнецкого_Угля
Subscribe

Posts from This Journal “Музей_Кузнецкого_Угля” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments