Литтл Маунтинмэн

Музей Кузнецкого Угля на стенке "Семи пятниц". Часть 1

музей угля.jpg
ЧАСТЬ 1

Пригодился Музей Кузнецкого угля... в ресторане, «Семь пятниц» который, пятницы там хорошие, и это не реклама.

А музей там нарисовался в качестве настенного оформления. Не думайте, это не роспись. Это обыкновенные типографски напечатанные две (2!) картинки в багетах. 600х600 размером. Всего-то. Кла-а-асс! Стучит нам в сердце.
Такая вот бывает редкая судьба у некоторых счастливо неосуществлённых проектов.
И в Кемерове не обошлось без данного культурного казуса.
Вроде бы радоваться надо: какая оригинальная идея… вроде бы не нова, но в нужном месте, да ещё украшает интерьер, ненавязчиво, да ещё несёт познавательную функцию, притом кушать пиццу не мешает, а также придаёт… вроде бы питейному заведению… а немножко культурного статуса.
Вроде бы, в общем, ничего особенного.
Если красиво, и пицце не мешает, то пусть будет.
Во славу городу, и заведению, так сказать. Немножко и заказчику от славы перепадёт, и даже областной администрации, так как финансовые ноги прекрасного музейного проекта в каком-то (неизвестном мне) роде  растут оттуда. Да это и модно в последние двадцать лет. В какой-то степени это подарок Кузбассу, как бы только подчинённые не перегорячились… пусть невеликий подарок, зато все знают от кого он.
Опускаю вопросы на предмет окрасивления стены: «кто присоветовал», «как автор клюнул», «сколько заплатили», и так далее.
Ну не существенно это всё. Эка мелочь! Это не война, не Пикассо, не Меланья, не фейк, и даже не скандал, а обычная, притом скромная, удача. Проявление вкуса, если быть точнее… и если на секундочку умолчать ошибочно заявленную скромность.
Главное вот что: что же такое проект "Музея Кузнецкого Угля"? и почему пара навесных картинок на его тему удостоилась такой ресторанной славы, почитай что народной: «без пафоса запечатлеться на стенке». Такого в Кемерове будто бы ещё не было.
Да мы особенно и не хвалимся: удачно? попали в стиль? Вот и слава богу! Фотографируйтесь на фоне. Мы спокойны.
А они и не фотографировались вовсе. Возможно от органичности странного украшения. Не знали, что так можно. Теперь же, прочитав эту бойкую статейку, станут фотографироваться.
В общем, народ поначалу не суетился и не спрашивал. Считал, что раз так сделано, значит, это было кому-то нужно. Так оно и есть.
А вот представитель Заказчика проекта Музея (без фамилий и названия организации, а зачем), увидев, поначалу как бы вспылил.
Другими словами, предъявил права и высказал ревность: деньги, ясно дело, не его, но он же обозначен куратором, так почему его фирму на картинке не упомянули!?
Хорошо, что не потребовал картинку снять: это было бы совсем неловко.
Если честно, то ревность заслуженная. А в отношении купленных авторских прав отмечена некая спешка. Или те лица, которые подписывают договора, ставят подписи не глядя. Или желаемое выдаётся за действительное. Или что-то ещё, что лишним лицам, типа меня, не ведомо, так как составляет мадридскую тайну.
Так как мне предъявили, устную, слава богу, претензию, что будто бы проект наш куплен вместе с авторскими правами. У проектной организации.
Странное дело, но ведь я-то, являясь несомненным автором архитектурной части проекта, не продавал ни организации, ни ещё кому-то, своих авторских прав. Так что, спрос не ко мне. И я такого не припомню.
Работал по обыкновенному найму. Организация порядочная.
Разве что… может быть… по пьянке? Чёрт! Дык… вроде некогда было: такая была напряжёнка. Пою: «Покажите договор, покажите…».

***

Объяснение начинаю со второго пункта, где "как да почему".
Совпал интерес владельца ресторана и автора архитектурной части проекта музея (то есть, извиняюсь, меня). К проекту интерьера ресторана я не имел ни малейшего отношения. А к проекту Музея имел. Самое непосредственное.
Меня же пригласили не как архитектора, а как человека, который пособит заказчику в конкретной проблеме: украсить стенку. Конкретная (совсем небольшая) проблема заключалась в том, что владельцу ресторана буквально перед самым открытием заведения захотелось привнести в интерьер немножко проектного духа – вот любит он это греховное искусство. И чтобы совсем чуть-чуть с культурной городской спецификой было. Так как он де скрытый патриот города. Это здорово, друзья! Побольше бы таких рестораторов-патриотов!
Для этой самой культурной специфики и «проектного духа с патриотизмом» была выделена пустая стенка. Может, она и случайно образовалась, но что это меняет? Идея-то хороша.
Так как она свежее самого наисвежайшего пива.
И со временем внедряется в мозг постоянного посетителя.
А случайного совсем немножко шокирует. Самую-самую малость. Как тонкий и бесплатный бренд.
Так что я попался на глаза вовремя.
Я согласился, не думая о последствиях.
И в дополнение к другим графическим работам – также на тему города – почти мгновенно (ночи хватило, у профессионалов всё делается быстро) привлёк две компиляции-иллюстрации с проекта Музея. Разумеется, вся красота, да красота ли? была сделана индивидуально-специально. Компьютер помог. Спасибо Фотошопу что ли. Или Корелу. Уж и не помню имён помощников.
Картинки были разными, но имели единую цветовую гамму и проектную тематику.
Картинки имели двойную цель:
1-я: чисто декоративная: как арт-дизайн на основе архитектурной тематики.
2-я: попутно захотелось напомнить кемеровчанам (и обозначить для  иногородних посетителей) о подзабытом факте существования очень даже любопытного проекта с маркировкой «Музей Кузнецкого Угля».
То есть привнесена была социальная нотка. Общественно-полезный мелизм, так сказать. И это, надеюсь, не грех, а плюс. К концепции ресторана: домашний, семейный, товарищеский. К адресности: «ресторан конкретного города» в самом центре. И к дизайну: свежо.

***

По первому же пункту также объясняю. Потому что просто уже стало читателю интересно: что да как. И, по возможности, кратко, хотя читатель особо и не торопится.
– Да же, читатель?
Разумеется, что короче, чем, например, в пояснительной записке. Ибо не проекты тут мусолим, а рисуем литературу. А это совсем разные жанры. И разные инструменты интеллектуального воздействия: как русские буквы и египетские иероглифы.
И заодно производим культурные сообщения об околокультурных событиях. Тавтология тут – специальной выделки.
– Здание музея (он же и многофункциональный центр культуры, в основе которого лежит тема Музея Кузнецкого Угля) расположено на высоком берегу реки Томи. Почти на самом краю скалистого обрыва. С площадки этой территории открывается вид на весь город (несколько по диагонали от этого места). Напротив Музея, на противоположном берегу Томи располагается огромная промышленная территория с включенной в неё зоной исторической и архитектурной ценности. Жаль, что там не Нью-Йорк и не Голливуд. Зато как хорошо, что не Детройт с его замечательно выгнившей автомобильной промышленностью.
– Здание наше, хоть и на бумаге, но, будто превращаясь в реальность, в уме автора, туда же притянем читателя, вырастает из каменистой террасы. Камни лучше некуда. Не хватит родных – привезут из карьера.
Терраса  в плане имеет форму треугольного выступа. Это вам не кратер вулкана: тут ничто не взорвётся, и ниоткуда не возьмись лава не потечёт. Это и задало тему музея в форме треугольника. Музей вам – не летающая тарелка! Почему бы и не треугольник. Такой точно не улетит и не испарится в припадке реинкарнации.
Терраса расположена на семь метров ниже окружающей территории. Как сказал известный в нашем департаменте культуры профессор Питер XXX из Голландии, нам (проектировщикам из Кемерово, а завидует Питер!) страшно повезло: как студенту, которому попалась тема «объект в крутом ландшафте». А то мы без него не знали!
– Таким образом, вход в здание для посетителей и основные экспозиционные залы, а также конференц-зал «естественным образом» расположены на верхней отметке перепада рельефа. Ну да: мы так решили.
Помещения для обслуживания, хранение временных и новых экспонатов, часть помещений для науки и административная часть, ресторан или кафе расположены в среднем этаже. Тоже нештяк. Особенно ресторан или кафе. Он как бы «зависнет» между небом и землёй: я же сказал, что дело происходит рядом с отвесным обрывом, высотой сто с лишним метров, через реку будет видна промышленность в дымке (точно Шанхай, едрён корень! Дымка сизая).
– В цокольно-подземной части расположен ещё один экспозиционный зал. Едва ли не самый впечатляющий по образу. Он имитирует шахтовый (шахтный?) забой. Это весёлая тема. Будущему экспозиционеру будет где разгуляться и где напроектировать фальшивок. Добавить в интерьер: крыс, летучих мышей, и канарейку, потоки воды со стен, водяную завесу из резиновых пузырей.
– Верхний уровень с уровнем цокольно-подземным соединяет панорамный лифт. Лифт сквозной. Он выходит на кровлю здания. С кровли, организованной как эксплуатируемая и выставочная, открывается вид на город и на промзону (снова Шанхай, опять Нью-Йорк, изнова Детройт, наконец родной Коксохим). Глобальная промзона, судя по применённым гиперболам, представляет несомненный зрительский и познавательный интерес. Так оно и есть!
Но  на этом месте закончились шутки и пошла (ударение по вкусу) пояснилка.
– На нижней площадке внешней территории, и внутри между двумя зигзагообразными корпусами музея (мы называем это условно "двором"), расположена открытая "уличная" экспозиция. Она предназначена для супертяжёлой шахтовой техники.
– Двор в перспективе может накрыться остеклённой конструкцией в виде террикона. Таким образом, этот двор вполне может войти (со временем или сразу) в отапливаемую часть комплекса.
Общая площадь здания – 7500 м2 (без учёта «подтерриконной, дворовой» части).
Из них непосредственно экспозиционные площади составляют 6000 м2.
Это очень хорошее (организованное рациональной планировкой) соотношение нормируемой (целевой=музейной) и полезной площади: даже для мировой практики проектирования музеев подобного типа.
Музейный, повторюсь ещё раз, на самом деле многофункциональный комплекс, тайно и не забывая о скромности в узде, замысливался нами (как бы по факту), кроме всего прочего, как своеобразный символ (или "фишка") Кузбасса и города Кемерово. Нечто вроде Эйфелевой башни для Парижа.
Но: Проект умер!
Но! да здравствует Проект!
Видимо – если мир выживет, а Кузбасс разбогатеет (а куда он денется!) – этот «амбициозный» проект будут воплощать другие лица: новые инвесторы, новые заказчики, новые проектировщики и строители.
...........................
продолжение ЗДЕСЬ

Записи из этого журнала по тегу «Музей_Кузнецкого_Угля»