pol_ektof (pol_ektof) wrote,
pol_ektof
pol_ektof

ПОД ФЛАГОМ МАКСА ФРАЯ (ч.2)

Коротко и ясно. Мне аж жарко стало: от самого Макса Фрая (от коронованной ЗВЕЗДЫ, значит) получил по ермолке. Это ли мне не (вместо дискуссии) клеймо в лоб! Заодно, конечно, это ещё и орден - это ведь смотря с какой позиции посмотреть.

Я-то (никому не известный дядя, а теперь ещё и ворчун, и воинствующий на стороне белых сил мракобес, и графоман сутяжный) по наивности считал, что, правдиво описав естественную реакцию организма, не только не врежУ (от "вредить"), а невольно создаю МЯГКУЮ АНТИРЕКЛАМУ самой Мартынчик (ибо антиреклама, как известно самим рекламщикам, - это лучшая реклама для поднятия интереса к персоне: чем больше шумихи, тем жарче интерес).

Но вышло - по Мартынчик - что дурак-то это я, ведь меня отправляют к медикам (считай к психиатру). А Светлана Мартынчик на фоне этого выходит вроде доброго советчика и мастера по диагнозам.

Мне же, поскольку я никто, вроде пустого места, то становится всё интересней. К слову, книги Макса Фрая я читаю охотно. Я изучаю её манеру написания текстов. Всё у неё в этом смысле очень даже хорошо.

Нет претензий и к тематике её мощной, лично и ежегодно пополняемой самобиблиотеки.
    

Каждый писатель что хочет, то пусть и пишет. Это правильно. На то оно и демократия, и на то свобода слова. И в Литве, и в России. Я полностью за это.

Но есть так называемая «моральная граница», и опять же местоположение её определяет сам автор - без помощи "культурных" департаментов: когда иногда ребром перед восприимчивой читательской аудиторией ставится другая проблемка: это, когда внутренним чутьём начинаешь подозревать, что безудержная авторская фантастика и вроде бы невинные игры в словесный бисер вдруг начинают зашкаливать. Тогда поневоле (сам себе, конечно, а не для цензуры и критики) задаёшь вопрос: а насколько такая "литература на грани" вредна или полезна в этическом плане.

Можно ведь и опуститься напрочь невзначай, не почувствовав тонкого, не обозначенного материально духовного препятствия.

А можно мастерски продолжать идти по краю пропасти, наслаждаться самому и радовать читателя литературным адреналином.

Мне – соответственно теме – представляется СОМНИТЕЛЬНОЙ сама концепция последнего сборника Макса Фрая. Сборником автор-составитель М.Ф. безусловно и заранее гордится, ибо рекламирует свой труд она красиво, и, словно бывалый пиарщик, использует грамотно составленные слова, создающие нужный и слегка загадочный, зовущий ореол. У её рекламного текста имеется настроение, а это в деле рекламного менеджмента принципиально важно.
Я не читал этой книги. Но уже хочется прочесть. Прежде всего, чтобы убедиться - насколько верно или неверно можно судить о внутреннем содержании книги по рекламе автора, а также по анонсированным иллюстрациям.

Что же я вижу на аннотируемых иллюстрациях?
Перечисляю:

Картинка 1 (прекрасная чёрно-белая графика, между прочим, говорю как бывший график, оценка 5+).
Обнажённый женский труп, предсмертный оскал лица, на шее и лбу украшения "готического" стиля, разрезана брюшина, из неё вылазит что-то вроде кишок, справа от тела белый череп, надрез по руке от кисти до локтя, на заднем плане чёрный силуэт непонятного существа, от негоисходят две скелетообразные человеческие кисти, слева изящная белая кисть руки с чем-то похожим на иголку, от "иголки" идёт нечто вроде нитки, распушающейся в прядь волос. Ассоциация одна: что-то вроде "потустороннего морга" или какого-то несколько шизоидоподобного морга. На ум приходит Лавкрафт и Стивен Кинг.

Картинка 2.
Обнажённая девица в фас (ага, в авиамодельном кружке школы №6 только такие и должны быть), справа зубастая страшилка женского пола с белыми глазами в скрюченной позе, разумеется, что голая, костлявые кисти рук, по спине от шеи идут нитки бус, ими играет чёрная обезьянка, справа вверху горящий самолёт времён Первой мировой войны, по центру вверху половина туловища женщины то ли на метле, то ли на кресте - она летит, разумеется, без трусов (так делала Маргарита Булгаковская), не обошлось и без силуэта черепа.

Картинка 3.
Чёрный почти силуэт в плаще, две выглядывающие белые на чёрном фоне плаща кисти рук, одна рука придерживает за шею накренившегося чувака, чувак, похоже, не особо живой - худой как смерть, рёбра торчат, ноги голые, подкосившиеся, чувак в капюшоне - страдалец тот ещё, главный дядя, что в плаще, в чёрном котелке, на лице маска с длинным крючковатым носом из того разряда масок, которые носили во время чумы в средневековье, не обошлось без фигуры смерти: она в чёрной накидке с венецианскими разрезами рукавов, на черепе шутовские рожки. Тычет пальцем скрюченному чуваку: "вот, сам виноват, а мы предупреждали: фрукты надо мыть перед едой". Есть намёк на огонь и дымок от него. Понятно: Чума пришла!

Картинка 4.
Три смерти в женском обличье в карнавальных нарядах: рожки, бубенчики, перья, выражение то ли ужаса, то ли ухмылка на лицах - если оскаленные морды черепов можно назвать лицами, огонь, перстни, рёбра - всё как полагается в романтическом ужастике. Есть латинская буква "N" - норд, что ли? Дело на севере Европы, или просто какой-то инициал.

Картинка 5.
А вообще-то надоело. Снова черепа, скелеты, оскалы, маскарад, смерть пускает бумажные самолётики. Веселуха да и только!

Картинка 6 и так далее.

Не буду губить бумагу. Всё в них ТО ЖЕ САМОЕ:
СМЕРТЬ И КАРНАВАЛ.
Да, тема не нова. Могут задать и неудобный вопрос: что, мол, этот вылезший невесть откуда
критик никогда не видел Босха, Дикса, Эдвардса, Мунка? Может, он не слышал о Лавкрафте и Кинге, не читал Эдгара По, Кафку, Гриммельсгаузена, Гоголя. Может, он не знает такого прекрасного жанра как хоррор и другие его модификации?
      Ответ положительный: видел и читал.

Сомнение в другом: когда в мире война, смерть и разруха - неужто не хочется чего-нибудь другого? Неужели надо через литературу добавить грязи, ночных кошмаров и крови, чтобы очиститься и поправить планету? Подозреваю, что читателю не покажут "очищающих" реалий, когда действительно страшно и на контрасте с этим хочется чистоты и мира.

Зная писательские предпочтения Фрая, можно предположить, что, вероятно, в сборнике будут очень смешные фантазии, с гробами и черепами, вперемежку с грустью. Может это будет сатира, может стёб. И через край будет хлестать остроумие. Ибо настоящая реальная чернуха действительно надоела – и как реакция на это думается: а не добавить ли чернухи весёлой и жизнеутверждающей, как бы от обратного.
Но, похоже всё на танцы
вокруг костров и на костях. Судя по картинкам.
Дай бог, я ошибаюсь!

Вот и хочется спросить Светлану Мартынчик - пусть там всё высоко художественно и живописно, может и наплевательски высоколобо, или как-нибудь по-другому, но ЧТО УЖ ТАК ПОДОЗРИТЕЛЬНО "ОКОЛОМОГИЛЬНО"? Что за кладбищенские настроения? Кого этим хотят удивить, кому желают вправить мозги? С чего уважаемой Светлане Мартынчик вдруг захотелось от участников проекта чёрного уклона в фантазийном жанре, немножко школьной - это нынче модный тренд (влияние на личность с детства), чуть-чуть с авиационным уклоном (добавка взрослости), пролонгируя, если судить по названию, сходство с литературной «моделью для сборки» Кортасара? Кто её на это сподвиг? Сама или издательство? Или совместно?
Или какая нам всем разница: писательница звёздно изощряется через последователей её творчества, так и карты ей в руки! Не мешайте ей и издателю воспитывать поколение таким, каким оно им видится - читающим мрачную чушь, отвлекающую от суровых реальностей жизни. Детки и подростки подсаживаются
на эту незаметно идеологизированную галиматью как на лёгкий, зато надёжный наркотик.
Или это тот самый случай, когда деньги не пахнут, а "паству=покупателей чёрного юмористического чтива" надо готовить с детства?

И последний вопрос: это кому следует прежде провериться у психиатра: тому, кому эти картинные страшилища не особо по нутру, или тому, кто рисует картинки не соответствующие тексту. Или, в случае, если картинки вполне соответствуют тексту, то тогда тому, кто собирает специфическую толпу писателей "готского" вида, с тем, чтобы написать весёлый человеческий Апокалипсис с использованием членов школьного аэрокружка?

В комментариях к анонсу М.Ф. НЕКТЫ и НИКИ, не скрываясь, вполне шутливо (на словах) собираются сносить головы всем, кто не согласен со звёздным писателем сэром Максом.
Отличные
же шутки у фанов сэра Макса!
Они вполне в духе "киевского" времени! И неплохая «исподвольная» и просто необдуманная, надеюсь, а не специальная идеологически краплёная и купленная подготовка очередной "майданутой" партии молодёжи и подростков. Только уже в соседней стране - или в странах, которые отважатся перевести сборник Макса на свой язык.

Неужто читатель не чувствует запаха тлена от предлагаемого Максом Фраем литературного меню?


  Я непременно прочту эту книгу. И если ожидаемое от неё по анонсу не совпадёт с реально напечатанным, то непременно поделюсь с читателями ЖЖ.
     А если буду сильно неправ, то всенародно принесу Максу Фраю извинения. Хотя нахрен они кому-нибудь нужны. Скорее противопоказаны здоровьям обеих противостоящих сторон, где одна сторона другую и за сторону-то не считает.
     - Так себе, писк комара, - считает сильная сторона. - Прихлопнуть его надо. Дверью психушки.

--------------------------------------------------------

Tags: Макс_Фрай
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments