pol_ektof (pol_ektof) wrote,
pol_ektof
pol_ektof

Тихая кончина Дома Архитекторов города Кемерово/ Часть 3

1548925.jpg
Часть 3
(начало читать здесь)

Вот ещё вариант вполне по-человечески импульсного, реактивного поведения после сдачи творческо-союзными людьми Дома Архитекторов на Красной 4:

- востребованной станет следующая архитектурная дислокация: забраться в оппозиционное подполье;

- оттуда верещать: «обидели, не оценили, не поняли, не будем ходить на градосовет, мэру позор, а мы пушистые, архитекторам-варягам бойкот, неархитектора-менеджера архуправления вон из города! Заменить не знаем кем, главное «вон» и всё тут!»

- и так далее.

В таких условиях, являясь частью народа, частичкой (без пафоса) культурной прослойки, притом с привкусом инженерии и ответственности совсем не такой, как, скажем, у художников, начинаешь думать так:

- да, архитекторы сами виноваты;

- а Союз архитекторов никакая не элита, а самое что ни на есть нищебродство;

- они такие же как и все, и нечего задаваться и выпячиваться;

- надо же, не сумели в «условиях преференций» (цитата из письма Госкомимущества) организоваться и содержать здание в надлежащем порядке.

Или так, от лица людей более-менее состоятельных:

- Архитекторам Кемерова страшно повезло: у них хоть здание с выставочным залом есть (а у сотен других городов нет ни того, ни другого), а коли не платят за аренду, то надо их «гасить» окончательно, с приписочкой: обжалованию не подлежит».

Или от лица, извините, олигархов:

- Туда им (кемеровским архитекторам) и дорога: не сумели влиться в рынок – долой с глаз! Нам же удалось! Наприглашаем варягов из Москвы и пусть они нам напроектируют того, что нам надо, без всяких там кодексов архитектурной чести. Провинциальщина, блин, стыдно за вас и вашу неорганизованность, художники, едрён паровоз!

Как-то, видимо, забывается о патриотизме, о сохранении культуры, о творческих людях: когда работаешь в департаменте, напрямую не связанным с этими «антирыночными»=попрошайскими понятиями.

Имею в виду муниципальное образование при администрации города Кемерово: Госкомимущества.

Это не диво: современному Госкомимуществу (выросшему на недвижимости, созданной вовсе НЕ ИМИ) важно, и это вполне логично, чтобы любое недвижимое имущество, находящееся в их собственности, приносило какую-либо пользу городу: либо в виде аренды, либо в виде продажи имущества с молотка.

Разумеется, что способ получения прибыли с аренды, гораздо более долгоиграющ, нежели просто продажа.

Про сопутствующие продажам так называемые «распилы», в данной статье опустим, так как (ради всех неприкасаемых, ибо остальные все прикасаемы) об этом снова лучше не знать.

Однако, заметим, что в некоторых случаях лучше «сбагрить» такое неудобное в обращении имущество: с точки зрения принесения прибыли, конечно.

И плевать комитету имущества на патриотизм, жалость неуместна: они государевы люди, плевать на сохранение очажка культуры, ответ на все ваши завывания о ремонте протекающей крыши такой: вертеться надо, господа архитекторы, вы не исполняете условия договора.

И в этом смысле, формально и неформально комитет прав.

Неудобным в обращении имуществом (около тридцати лет кряду) оказалось помещение, именуемое «Домом архитектора». Адрес: улица Красная 4. Это самый центр города. Центрее не бывает. Говорю это некемеровчанам, кемеровчане улицу Красную знают и даже ходят по ней ногами, изредка спотыкаясь о Красную 4. А споткнувшись, зайдут. И скажут «ого». И: «А мы не знали, что в Кемерове такие ну просто такие… такие, других слов не найдут, как клё-о-о-вые архитекторы есть».

И становится сладко на душе клёооовых архитекторов.

***

Если «плохие товарищи коммунисты» в самом начале 80-х годов аж прошлого века (!) буквально «подарили» эту площадку местной (никоим образом не политизированной, а максимально приближенной к идеалам и кодексу профессии) творческой общественной организации «Кемеровская организация Союза архитекторов СССР», то последующая история, начиная с года распада СССР и образования «капиталистической» России, распорядилась этим помещением по-своему. Несколько дико, зато в полном соответствии с теми нравами (90-х). «Те нравы» как бы пролонгируются на наше время. Если же что-либо оформляется как «учреждение культуры», то такому учреждению, считай, повезло. Его даже могут защитить. Иногда не по заслугам, а иногда и «по делу» облагодетельствовать.

Но ахитекторам не везёт издревля. То им выкалывают глаза (если собор слишком хорош), то отнесут к строительству, а не к культуре. Отсюда основные беды: плестись в пасынках у строительства не особо ловко.

Архитекторам поломают руки-ноги, если что не так. Ломать будет и Заказчик и Строитель: не смог предугадать общественной реакции, гад этакий! А архитектор им: «Я же говорил, что тут нужно сплошное остекление, а не окошки» и что «вот тут в проекте специально так красиво искривлено, а вы господа, зачем спрямили? А теперь с меня спрашиваете».

Выходит по факту, что незаменим иногда архитектор, когда касается эстетики. Причём, хороший архитектор, со вкусом и умеренно умный, не выпендрёжник, по хорошему должен бы цениться: не деньгами, а честностью: перед профессией и людьми!

Строить воздушные замки, как известно, ни один строитель ещё не научился. Приходится приноравливаться. При этом не стоит забывать триединство Витрувия, где после двух запятых звучит «красота».

Красота нужна горожанину. А как же! Когда он идёт по городу и смотрит по сторонам... то он не просто смотрит, он впитывает в себя окружение. От этого зависит его настроение, и дети от такого настроения получаются красивыми и уравновешенными. А здание это не картина в рамке, про которую можно ничего не знать – настолько она маленькая. Нечего сравнивать архитектора с художником. Это разные весовые категории! И при этом с элементом искусства. Про место архитектуры в искусстве говорить нет времени. Это место однозначно ПЕРВОЕ в строю прочих искусств, которые мы умалять не собираемся.

Зачем же в таком случае умалять искусство архитектуры теперь, пристраивая архитектора в арьергард строительства? делая его рабом заказчика и городского администратора в каких-то глобальных, хоть и в переносных смыслах? А если Заказчик груб и неотёсан? Думаете, не бывает таких? А вот и нет, сталкивались многие архитекторы с такими, не только я. Многие перед грубостью ломаются. А некоторые, из честных профессионалов, на сделки с совестью не идут. Они знают, что мошна денег у заказчика это не синоним вкуса. И гонят иной раз такого упорного душевладельца совершенно не по правилам бизнеса, а грубо по-русски: на три известные кириллические буквы.

Деньги пахнут: ими можно обмарать честное звание архитектора, если бездумно продаваться каждому подряд. Приходится выбирать между совесть и деньгами: полтыщи лет назад было то же самое. Только тогда ещё можно было наградить батогами и посадить на кол. Против таких аргументов особенно не попрёшь.

А в наше время можно «послать» такого «назойливого с мошной».

Это получается вроде проверки на зрелость: отказываешь непонравившемуся тебе заказчику, хаму – ты настоящий архитектор. Вешаешься на шею любому, лишь бы платил – ты дитя бизнес-века (варианты: хитрый и уверенный, беспринципный хочу бабла, слегка или полностью продажный).

***

Мимо мерзкого (серого, скользкого, типового) здания же не пройти. Стукнешься об него, и настроение испортится.

Благо если на один день: жена поправит.

А если каждый день да по одному месту бить, да по глазам, а глаза близко к мозгу… что получится тогда?

И виноват будто бы в этом безобразии архитектор (на нём возят воду и вымещают зло: не на строителе же).

Строитель же по архитектурному проекту строит. И архитектор, а не строитель рулит ОБРАЗОМ здания. И средой вокруг, и начертанием плана города, и стоянкой автомобиля, и местом, где размещён магазин, и сам магазин: за «внутри» и за «наружу».

И за малую архитектурную форму архитектор ответственность несёт: вот родили подспециальность: дизайнер ландшафта и малой формы. А также за брусчатку архитектор отвечает, и за рекламу – частично, и уж за фасад здания тем более и… Тысяча слов за этим «и». нужный человек в любом государстве архитектор. Надо бы бережно к нему… А он в рамках и кандалах… наш талантливый архитектор. И Дом Архитектора у него отнимают. И в рынок силком затаскивают.

– Не можем вам аренду понизить, – говорят, – противоречит закону о конкуренции и монополии.

О ценообразовании вспоминают: «Обидим других желающих на это здание, в тюрьму из-за вас неохота. Отлипните!»

Ага. Мы понимаем. Банк или магазин в этом месте гораздо лучше будет. Хоть их полно – полнее некуда – а лучше. Проблем не будет: ни с арендой, ни если продадут.

Уникальность Домов Архитекторов в расчёт, естественно, не берётся, снова: «В тюрьму не хотим. Да вы же к культуре не относитесь, вы – часть строительного процесса».

Ну-ну. Что ещё скажете, дорогие наши руководители города, и дорогое наше, неподкупное Комимущества?!

А вот ещё хохма. Некоторые умники (изнутри нас! Они из талантливых инженеров. Вот зачем их в Союз принимали?) говорят, что архитектура к культуре никакого отношения не имеет. Что архитектура это, мол, чистый бизнес.

Ну-ка же это, братцы!? Как же не имеет? Какой же это чистый бизнес! Есть, конечно, составляющая бизнеса, ну а другая составляющая где, которая именно культура и искусство режиссуры масс, пропорций, цвета, вкусовых ощущений, гармонии и т.д.?

Дыть, градостроительство и архитектура это самая нужная, самая близкая, к телу, и к зрению, культура, и польза. Нужнее такой культуры, которая самая что ни на есть «архитектурная культура» и самая близкая, каждодневная для человека, на Земле просто нет.

Кто не согласен – бегом на деревья, в пещеры, в соломенные хижины!
-------------------------------
окончание следует
-------------------------------

Tags: Кемерово, Кемерово-моя-родина, архитектура, русский мир
Subscribe

Posts from This Journal “Кемерово-моя-родина” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments