pol_ektof (pol_ektof) wrote,
pol_ektof
pol_ektof

"Большая война России" в серии HISTORIA ROSSICA


Речь тут о Первой Мировой Войне в части российского участия.

Отзыв анонима:


Сборник открывает крайне тенденциозная статья П. Шлянты «“Братья-славяне” или “азиатские орды”? Польское население и российская оккупация Галиции в 1914-1915 годах». Иначе как оккупантами и захватчиками автор российские войска не называет. Что не получается объяснить даже тем, что он совершенно игнорирует российские источники и ссылается исключительно на польские и австрийские, т.к. нередко свидетельства с «той стороны» противоречат собственным утверждениям автора.

Например, он говорит: «Как и евреев и большинство рутенов, украинцев, галицийских поляков страшили приближение российской армии и бесчинства казаческих полков», «в унылом, подавленном состоянии, со страхом… население взирало на прибывавшие в Галицию части царской армии» и тут же «в подкрепление» этих слов приводит не согласующееся с ними сообщение австрийского Генерального штаба: «русских во Львове встречают дружественно, одни из страха, другие оттого, что симпатизируют им. Большинство жителей настроено лояльно, впрочем, многие сочувствуют русским (говорят, что и среди чиновников)».

Далее автор продолжает: «Если произвол, чинившийся регулярными частями царской армии в отношении польского населения, держался в определённых рамках, то казачьи полки неоднократно опускались до бесчинства и насилий. Особенно часто грабежи, изнасилования (в том числе массовые изнасилования) или убийства совершались неподалеку от линии фронта», но свидетельства «с той стороны» опять портят всю картину: «В восприятии многих проживавших в Галиции поляков, сопоставлявших российскую оккупационную политику с действиями императорской и королевской армии в период с мая 1915 года, сравнение едва ли оказывалось в пользу Австрии. Для многих галицийских поляков вторжение австрийских войск весной 1915 года стало глубоким потрясением. Возвращение Габсбургов часто воспринимали скорее как «новую оккупацию», а не как «освобождение». Многие вспоминали об относительно гуманном обращении офицеров царской армии с бедствующими гражданами».

Говоря об отношении галицийских поляков к введению новых порядков в занятой Российской армией Галиции, Шлянта отмечает, что «оккупационные власти пытались несколько смягчить экономические тяготы, установив предельно допустимые цены и организовав бесплатную раздачу еды бедным», а также «не задействовали экономические ресурсы Галиции в военных целях, что... облегчало положение жителей оккупированных территорий», но делали это исключительно для того, чтобы «улучшить репутацию оккупационных властей среди поляков».

Автор одобрительно рассказывает о том, что в то же самое время, когда русские «пытались смягчить экономические тяготы» мирного населения, поляки старались свои «бытовые невзгоды… облегчить путем коррупции» и с огорчением отмечает, что «впрочем, нашлись среди поляков и те, кто открыто поддержал российских оккупантов».

Возвращаясь к теме восприятия галицийскими поляками российских войск, Шлянта отмечает: «Регулярные войска производили относительно благоприятное впечатление, вероятно, еще и в связи с тем, что в расквартированных в Галиции частях проходили службу польские офицеры, а российские офицеры нередко прекрасно владели польским языком». Такой вот скромный польский национализм. Единственный хороший русский — это поляк.

Все эти странности и вся эта предвзятость ко всему прочему обильно приправлена рассказами о каком-то жутком уровне антисемитизма (едва ли не зоологическом) среди русских чиновников и военных.

Что касается остальных статей, то они не настолько тенденциозны, как та, которая упомянута выше, и представляются вполне взвешенными. Наиболее интересной, аргументированной и подкрепленной историческими источниками мне показалась статья Б.И. Колоницкого «Образ сестры милосердия в российской культуре эпохи Первой мировой войны», в которой автор показывает эволюцию образа сестры милосердия в восприятии российского общества — от безусловно положительного, светлого, целомудренного — к образу едва ли не падшей женщины.
Tags: русский мир
Subscribe

Posts from This Journal “русский мир” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments