pol_ektof (pol_ektof) wrote,
pol_ektof
pol_ektof

...и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, все истребили мечом.

Оригинал взят у andvari5 в ...и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, все истребили мечом.
Надеюсь, что этим постом не оскорблю религиозные чувства кого бы то ни было. Умысла такого у меня нет, и все написанное - не более чем субъективное мнение. Так уж вышло, что тема жертвоприношений так или иначе проскальзывает во многих постах этого ЖЖ. И как тут не обратиться к самому объемному из источников по истории Древнего Мира - Библии? Без превеличения, она клад для историков. В Ветхом Завете очень много упоминаний о человеческих жертвоприношениях Связаны они, в основном, с народами, окружавшими потомков Иакова. Местами преувеличены, местами преуменьшены, но в данном посте речь пойдет не о Молохе, тофетах и иже с ними. Там все понятно и ясно. Мне бы хотелось отметить некоторые места, где жертва приносится не Баалу, Ашере и прочим, а Яхве.

Самое известное - жертвоприношение Исаака, точнее его попытка. Бог таким образом проверял преданность Авраама и не позволил принести ему в жертву собственного сына, заменив его на жертвенное животное. Это все понятно, и об этом много всего написано. Гораздо интересней малоизвестные широкому кругу случаи. Как принято было у древних народов (например у германцев, да и у славян), войны зачастую становились сакральным действом и войско противника или его поселение посвящалось богам. В этом случае противники приносились в жертву посредством убийства, хорошие вещи, которые могли бы стать достойными трофеями, ломались, гнулись, выбрасывались в болото, реку и т.д. Тацит пишет в "Анналах": " Война для гермундуров была удачной, для хаттов - гибельною, так как обе стороны заранее посвятили, если они победят, Марсу и Меркурию войско противника, а по этому обету подлежат истреблению у побежденных кони, люди и все живое"
А это о славянах Прокопий Кесарийский:
"Впрочем, вначале они не щадили никакого возраста, но и сами, и другой отряд убивали всех поголовно, кто попадался на пути, с того момента как они пришли в страну ромеев, так что вся земля, составляющая Иллирик и Фракию, наполнилась трупами, по большей части погребенными. Убивали же они тех, кто их попадался, не мечом, не копьем и не каким-либо другим привычным способом , но очень крепко вбив в землю колья и сделав их весьма острыми, с большой силой насаживали на них несчастных, направляя острие кола между ягодицами и вгоняя вплоть до внутренностей человека – вот на какую смерть они их обрекали. Кроме того, вкопав в землю на значительную глучину четыре толстых столба, привязывая к ним руки и ноги пленных, а потом непрерывно колотя их дубинами по голове, варвары этих убивали наподобие собак, змей или другого какого животного. А иных они, запирая в сараях вместе с быками и овцами, которых не могли угнать в родные места, безо всякой жалости сжигали."

В общем, жестокость и агрессия по отношению к противнику была не вещью в себе, а сакральным действием, актом соглашения с богами. И никак уж не стоит говорить о какой-то особой ближневосточной жестокости или рассуждать о живущих аки агнцы европейцах. Однако, вернемся к евреям.

После захвата Иерихона его жителей ждала следующая судьба:
"16. город будет под заклятием, и все, что в нем, Господу; только Раав блудница пусть останется в живых, она и всякий, кто у нее в доме; потому что она укрыла посланных, которых мы посылали;
17. но вы берегитесь заклятого, чтоб и самим не подвергнуться заклятию, если возьмете что-нибудь из заклятого, и чтобы на стан сынов Израилевых не навести заклятия и не сделать ему беды;
18. и все серебро и золото, и сосуды медные и железные да будут святынею Господу и войдут в сокровищницу Господню. "
(Книга Иисуса Навина 6:16-18)
Как видно, жители города, их имущество и скот подлежали уничтожению, лишь металлические сосуды и золото с серебром должны были стать культовыми предметами.
"20. И предали заклятию все, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, все истребили мечом".
(Книга Иисуса Навина 6:20)

Однако, Ахан, сын Хармия, нарушил завет и взял из заклятого. Израильтяне потерпели поражение в битве. Яхве ответил им "...и обличенного в похищении заклятого пусть сожгут огнем, его и все, что у него, за то, что он преступил завет Господень и сделал беззаконие среди Израиля"
Способ предания казни не случаен. Именно в огнем сгорали обычно жертвенные животные, а людей казнили другими способами. Но Ахан взяв заклятое сам стал жертвой. Его сначала умертвили, побив камнями, а затем сожгли вместе со всем имуществом.
В Ветхом Завете неоднократно подчеркивается, что сожженная жертва приятна Яхве. В этом случае он наделяется человеческим обонянием.
"17 А за первородных из быков, или первородных из баранов, или первородных из козлов не бери выкупа; | святыня они; их кровь побрызгай на жертвенник, а их жир воскури в жертву, в приятный запах Яхве."
Исход 13:17.

Следующий случай - персонаж Агаг, царь амелекитян. Первый царь Саул был выбран Яхве, но заветы его нарушил. Одно из таких нарушений произошло во время войны с амалекитянами.
"3. теперь иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла."
(Первая книга Царств 15:3)

Амалик здесь - амалекитяне. Саул исполнил предначертанное, но не полностью. Царя Агага он захватил живым, а лучшее из вещей не сломал, а оставил, лучших животных из стад тоже оставил. Яхве через пророка Самуила выразил недовольство Саулом и тому пришлось смириться. Привели Агага, тот решив, что теперь-то ему ничто не грозит, но смутившись непонятной ему ситуации, сказал: "Конечно, горечь смерти миновалась?". Но в своих надеждах Агаг ошибся. Самуил разрубил его. Так исполнилось предначертанное и жертвенный стал жертвой.


Пожалуй, самый явный случай жертвоприношения связан с Иеффаем, девятым из судей Израилевых. Во время противостояния с аммонитами он дал обет Яхве:
"...если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то по возвращении моём с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение."
(Суд. 11:30,31)

Дальнейшая история перекликается с известным сюжетом европейских сказок. После победы первым, кого встретил Иеффай у ворот дома была его дочь.
"По прошествии двух месяцев она возвратилась к отцу своему, и он совершил над нею обет свой, который дал, и она не познала мужа"

Тут, однако, различные толкователи почему-то сделают упор на то, что мужа она не познала (т.е. осталась девственницей, только и всего), а в жертву не была принесена. Но почему-то они забывают, что черным по белому написано, что обет свой Иеффай все-таки исполнил. А перед этим дочь его попросила времени, чтобы оплакать свое девство с подругами в горах. Это перекликается с подготовкой в жертвоприношению, когда жертва должна была поститься, молиться и т.д. в течение некоторого времени перед смертью.

Другие примеры тоже есть, но они не столь красочны. В конечном итоге они отражают не какую-то особую кровожадность верховного божества иудаизма, а скорее его эволюцию, развитие. Эти примеры указывают на архаику, которая благодаря Ветхому Завету до нас дошла, указывают на то время, когда Яхве (или Эл, как часто его называют в ВЗ) был лишь одним божеством из множества, не сильно выделялся на их фоне, в том числе и своим культом. Можно предположить и практику принесения в жертву первенцев, которая затем была прекрещана. Уже в Книге Исхода содержится информация о том, что первенцы принадлежат Яхве и их следует выкупать. Т.е. наблюдается тенденция к сокращению и отказу от подобной практики.

Интересующихся тематикой могу порекомендовать замечательную книгу И.Ш. Шиффмана "Ветхий Завет и его мир". Ну и конечно сам первоисточник.


Tags: жертвоприношение, религия, цивилизация
Subscribe

Posts from This Journal “цивилизация” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments