Литтл Маунтинмэн

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО ГРАФОМАНА (16.1) Улисс Джеймса Джойса


16.1

"Улисс" Джойса – это художественная книга. Однако, это по сути и энциклопедия литературных форм – существовавших до Джойса, во время Джойса, переваренных и интерпретированных Джойсом, выдуманных Джойсом с нуля или существовавших в среде коллег в шатком, недооформленном виде - подразумеваем тут постмодернизм. Над фактом существования последнего (по моему мнению) Джойс поставил жирную и окончательную точку над "i".
      Все выдуманные Джойсом литературные новоформы были настолько осязаемы и сильно сделаны, что имели все основания быть принятыми на вооружение последователями Джойса и другими реформаторами литературы. Кроме того, они имели все шансы закрепиться в будущем.
      В этом главный смысл книги "Улисс" для мира, если, конечно,  искать тут какую-нибудь иерархию внутренних ценностей, и абстрагироваться от более тонких вещей, чем просто вытаскивание на поверхность всевозможных форм упражнений над текстом, над смыслом и бессмыслицей.
      В этом величие книги "Улисс", и оттуда же исходит её непонятность для малопосвящённых.
      Не говоря про великолепную технику письма, книга сделана на таком высочайшем уровне откровения и предвидения, что поначалу было полностью проигнорировано, и даже возмутило современников. Не буду останавливаться на этом.  Джойсу пришлось под эту книгу срочно сочинять скорее объясняющую, нежели доказывающую что-то теорию.
      Теория помогла только специалистам. Читателям же она была как мёртвому припарка.
 Окончательно разобраться в ниспровергателе Джойсе помогло время.
 Прошедшие после выхода книги буквально пара десятков лет доказали правоту Джойса. Прошедшее же столетие показало ещё больше. Мир понял, что правота Джойса и его воистину свободное и экспериментаторское отношение к литературе вообще не требует доказательств или чьих-либо разрешений, ибо оно самым естественным образом и намертво вросло в историю и теорию литературы.
        Джойс и его герои из "Улисса" превратились в ирландский культ.
 Не так уж часто бывало в истории, чтобы книги и книжные герои превращались не просто в памятники, а в целый национальный праздник.  С "Улиссом" это произошло. Праздник назвался "Блумсдейл" по имени главного героя книги.
       Надеюсь, что жизнь докажет это ещё не один раз, несмотря на все неожиданные кульбиты с литературой, которые порой происходят параллельно, а то и вопреки, с изменением самого общества.
     Эффект достигнут благодаря совершенству языка (формы), а вовсе не сюжетом, а также внутренней безупречной импрессионистической музыкальностью .
     Сюжет в этой книге безусловно имеется, но, по большомй счёту, он не является такой целью, как это есть в драматических произведениях.
     В формальном общепринятом смысле книга имеет отношение  к жанру "хождения". Но! Хождения по ОДНОМУ городу. НО! В течение одних суток.
     Этим всем книга и необычна. Она, по многим показателям, по праву считается лучшим и самым значительным литературным произведением всех времён и всех народов, если не сравнивать её, конечно, с Библией., которую к художественным произведениям можно отнести лишь с огромной натяжкой...

заcтолбить freundа