Литтл Маунтинмэн

Фокус-мокус с Юлей Самойловой


   Когда на певческий конкурс выставляют инвалида, подразумевается, что он настолько хорошо поёт, что в случае равенства оценок с соперниками инвалидность лишь увеличивает его шанс на победу. Ибо оценщики (хоть жюри, хоть при народном голосовании)  думают примерно так: "Надо же, как хорош конкурсант. Однако он не просто отличается от других по физическому здоровью и внешнему виду. Он не застеснялся увечья, он преодолел себя, проявил некий героизм и упорство. Так дайте же ему дополнительный балл и шанс в качестве награды".
   Но в данном случае этот шулерский и уже ставший привычным евроценностный фокус-покус-мокус нашим игрокам в творческие рулетки НЕ УДАЛСЯ.
   Хитропопым русским организаторам  не просто не удалось обвести "тупоумных" и "зашоренных" европейцев вокруг пальца: хитропопые русские организаторы облажались по крупному. Они  перестарались с краплением карт. Подделка оказалось топорно выполненной.
   Они обдурили не только самих себя, - это бы ладно, но они "подвели" российского зрителя.
   Итак, грубо слепленная нашими творческими либералами еврохитрость не прокатила! Им-то поделом! А нам стыдно.
   Но не не за них.
   Нам бы вообще наплевать - кто там возглавил и кто выиграл, если бы речь шла о частном конкурсе.
   Но конкурс-то - международный.
   На такой конкурс страны-участники выставляют лучших из лучших. А политику включают через жюри.
   Во всяком случае, политика в певческих конкурсах на втором или третьем местах - как неприятное дополнение, как нежданчик. А на первом - как ни верти - талант и мастерство.
   Во всяком случае так должно быть. А как уж случается на практике это совсем другое дело.
   И надо не "угадывать" настроения с трендами, а честно пахать. В этом сила русского творчества любого жанра, а вовсе не в подковёрных интрижках, где мы слабы как никто другой (если не считать ВПК, ВВП и внешнюю разведку).
    Мы же стали участниками интрижки низкого пошиба. И, разумеется,  получили по шапке.
    Мне стыдно не то чтобы за результат - что закономерно, а получается, что за якобы "бесталанную" Россию.
    Я вообще-то против жульничества и интрижек в конкурсах. Интрига - да - она в конкурсах всегда есть. Но есть и интрижки, у которых совсем другой запах.
    Мы поучаствовали и даже задали тон в своей доморощенной интрижке, которую попытались вставить в интрижки и интриги общего свойства. И попали пальцем в небо. Ну не интриганы мы! Ну хоть лопните, а не интриганы.
    Начинаю думать сам себе вот такую вещь: коли уж без жульничества никак не обойтись, и если уж взялся жулить в кругу таких же жуликов, то будь спецом в своей области - ну не меньше чем Остапом Бендером. Уж всяко - не будь лохом, не позорься. Если, конечно, ты - патриотичный жулик. А если ты жулик неопытный, то не суйся в такие игры вообще. Не то морду набьют, и выбросят за борт: как в старой доброй Англии, да и у нас на Волге таковое случалось.
    Короче, гражданы! Для того, чтобы играть в певческие конкурсы, сминусовав сомнительные прелести интриг и интрижек, то надо прежде всего:  иметь не инвалидный фактор, а ПЕВЦА с большой буквы.
    Ведь певческий конкурс объявлен вовсе не среди инвалидов, а среди мастеров пения.
    Наша же Юля, при всём своём обаянии, кроткости, хрупкости-железности и особенностями физики, задатками большого или яркого конкурсного певца не обладает. В лучшем случае она НЕПЛОХО поёт: на фоне самодеятельных певцов караоке она вообще звезда шансона. Но, увы, не более того.
  ***
  Зачем же было подставлять наивную, глупенькую Юлю?
    Разве не ясно было с самого начала, что Юлин конкурсный вокал оставляет желать сильно-пресильно лучшего. Скидок на инвалидность я тоже не делаю (не тот случай).
    Кроме того, я думаю, и возможно близок от правды, что девушку не только обуял и целый год терзал страх нормального конкурса: против "победного политического неучастия" на Украине. Участие Юли в Португалии для многих выглядело  "авантюрой незнамо какой силы, зато знамо с каким концом".
    Думаю, Юля догадывалась об этом. Но держала марку. Лица и бабла. Ибо отказаться было невозможно: ушла бы голой, растоптанной продюсерами, с неустойкой ценою в жизнь и нажитое имущество.
    Я даже не сомневаюсь: Юля выкатила на сцену с уверенностью в провале. Вот такой редкий случай образовался: животно-человеческий страх, слабое певческое уменьице, подписанные договора перед глазами - кнут и пряник. Всё это было видно на лице Юли, уж извините меня: физиогномист из меня херовей некуда: вечно и по-сутяжному вижу то, что правильным патриотам видеть не положено.
   Ещё раз повторюсь, что дело не в политике, которая куда только не проникла в последние пару лет, а в том единственном и главном, что Юля откровенно серенько поёт.
   От замаскированного под огромный трон инвалидного кресла, от страдальческого наклона головы, от  платья неимоверной пышности, смахивающего на наряд фальшивой королевы, если бы таковая была назначена в праздник Парижских дураков из "Принца и нищего".
   Словом, ни голоса, ни мастерства от такой декорации не добавилось.
   Картинка выглядела фальшиво, надуманно, бутафорски пафосно, в итоге безвкусно.
   Голоса девушек на подпевках выглядели ярче, дядя на подпевке блистал и светился.
   Юля же пела едва-едва душа вон, забывала слова. Пела ни азартно, ни хотя бы громко, а просто-напросто никак. Стыд и срам.
   Кто Юлю убедил, что у неё всё получится? Продюсер.
   Кто ей сказал, что она талантливая, и что смелость города берёт? Продюсер.
   Кто получил на её раскрутку бабло? В основном продюсер.
   Он обманщик или сам обманулся?
   Или он - обыкновенный бесталанный продюсер-авантюрист? Да вроде бы нет. Мы его знаем по шоу "Голос".
   Или он - нормальный продюсер, но в этот раз не смог правильную команду подобрать?
   Или "пожадил" с командой тренеров?
   Или всё дело в "лошадке", на которую безосновательно поставили?
   Увы, продюсеров с тоннами лапши для не особо умных меценатов с госинвесторами (которые тоже люди) сколько хочешь. Не перевелись ещё в стране махинаторы. И это, как ни странно, радует. Ибо говорит об умственном потенциале народа - как в нормальном, так и в переносном, так и в шуточном смысле.
   Но Россия от данного бесталанно поставленного и дурно сыгранного певческого спектакля-недошоу только проиграла.
   Морально.
   Проиграл и продюсер, и вся его команда.
   Дело тут изначально в философии номера и в философии стратегии.
   И не надо мне рассказывать, что причины фиаско снова в геополитике и мировой ненависти к России.
   Если ставка делается на тренд, а не на существо дела, то на каждый надоевший тренд или исчепавший себя жупел в своё время появляется антижупел и антитренд. Нужно уметь угадывать время жупелов с трендами, пики и конец их. А также условия применения жупелов с трендами, которые не только не стоят на месте, но и - как всё в человеческом мире - развиваются по законам логики, раскрашиваются теориями случайностей, и непременно и каждый раз рассматриваются в контексте окружения. Угадать тут сложно, но можно.
   В данном же случае всё было вообще не так. Проигрыш спланировался философией и ставкой на инвалидность участника с искренностью пения вместо просто мастерского пения (с инвалидностью или без оной).
   Юля откровенно не справилась с задачей.
   Вероятно и не могла справиться, ибо уровень далеко не тот, что требовался по статусу конкурса.
   А оганизаторы или грубо просчитались (ну не Бендеры они), или заведомо не рассчитывали на финалы с победами, а лишь продолжали осваивать средства, глупо надеясь на удачу, или довольствуясь участием - что тоже почётно, когда пашешь честно, а не разыгрываешь бирюльки.
Даже тогда пыжились и глядели через розовые очки, когда сообразили окончательно, что "лошадка-то вовсе не фаворит, а настоящая хромоножка". Уж извините за нелепость сравнения, за некорректность и совпадение, но фактически - и если резать по-живому, а также с выводом на будущее - то так оно и есть.
***
  Лично я конкурс не смотрел, не желая почём зря расстраиваться.
   Мне заранее был ясен как авантюрный подход, так и бесславный итог.
   Россия, начиная с украинской евровидческой истории, и взяв пример с явно политизированной и якобы честной "победой" далеко не самой талантливой на конкурсе Джамили, ступила на скользкую дорожку, подменяя хорошее пение геополитикой и надеждой на толерантный выверт.
   Дорожка, мало того, что длиной в год, когда азарт и украинский адреналин превратились в зыбучий песок, так ещё и совсем уж наклонной, когда конкурсант политически назначен и заранее объявлен героем. При любом раскладе.
   В сторону при такой ситуации не свернуть.
   Деньги на раскрутку  заплачены и освоены.
   Смелых и честных не оказалось.
   Умные промолчали.
   Политические инвесторы в случае отступления от договора могли запросто свинтить голову продюсеру.
   Необдуманно сказанные слова, вылетев однажды из уст ответственных лиц, раздувшись и размножившись в СМИ, превратились в табуированный лозунг,  в клятву, в присягу.
    Игроки певческого политконкурса оказались заложниками собою же спровоцированной и собою же закрученной ситуации - ситуации, закрученной до предела.
   Им осталось завершить финальную сцену певческого спектакля. А русскому зрителю достались шок и сердечные пилюли.

   ***
  На что же шёл нынешний организаторский расчёт?
   Неужто на жалость?
   Неужто на обманные евроштучки-дрючки из области западной толерантности? - типа того, что, мол, инвалиды, гомосексуалисты, бородатые девки, бомжи, педофилы, садисты, морфинисты, депортированные, беглые, чёрные, проститутки энд иже - все они -  имеют права быть среди всех и даже побеждать, если речь идёт о конкурсах и спорте?
   Ну да.
   Имеют право.
   Некоторые права. И даже привилегии имеют.
   Но не все подряд, а некоторые из перечисленных категорий.
   И в разных странах разные права.
   И разное к таким категориям людей отношение.
   Блин! ну а зачем пидорасов с лесбиянками ставить в один ряд с инвалидами? Это в старушке Европе, выжившей из ума, они подпадают под одну категорию: "не таких, как все". Это в Европе и Америках "люди не как все" мажутся одной "толерантной краской".
   А в России же всё по-другому. Ментальность "нормального русского" сильно разнится от среднеевропейской  ментальности.
   Но не все "уязвлённые жизнью" имеют такие же возможности, как "неуязвлённые".
   Грубо говоря, равенство среди них одно: все они люди, все они человеки. Но всё остальное  весьма условно.
   Соревноваться и конкурсничать "на равных" можно среди таких же - обиженных судьбою, причём обиженных "в одной и той же номинации".
   Нельзя соперничать человеку с ограниченными умственными способностями и человеку, положим, с одной ногой.
   И это не цинизм, а, увы, правда жизни. Зато это честная правда. И с этим надо считаться. И не только молча жалеть, а лучше понимать и помогать.
   Законодательно и по-человечески.
   Жалость с милосердием свойственны русскому человеку, но никак не европейцу с его теперешней маргинальной толерантностью.
   Когда инвалид побеждает на певческом конкурсе в России - это одно. И примеры этого есть.
   Но, имеется, увы, и "душок" от таких именно неравных, противопоставленческих творческих конкурсов между здоровыми и не очень здоровыми.
   У нас в России этот душок носит характер скоморошества, юродивости, жалистливой простительности, со скидками на ущербность и на тихое народное понимание. Это у русских в крови.
   Но иногда у неолиберальных русско-творческих подюсеров "зашкаливает".
   Тогда в отечественное конкурсное действо добавляется балаганщина, языческие ухватки, бахвальское ёрничанье, подтанцульки вместо пения, с "авосем на дурнинку", на "прокатит" а ля "кругом одни болваны". С небосем. Мол, квас мы любим, это нам всё равно что патриотизм. Обожаем плевать семками на завалинке и вырезать деревянные кружева на наличниках - это тоже наше, родное. Мощные сиськи, банька, гармошка. Вот он смысл. Солёные огурчики под водку все же любят? Вот оно и доказательство патриотизма. Оно же и цель. Короче: равнение на квас!

   ***

   Но, вот же русское чудо противления таким образом понимаемой русскости!
   Далеко не все поголовно любят клюкву!
   Оказывается, хватает и тех, кому это дерьмо шибко не нравится.
   Люди чаще всего молчат: по причине глубинно народной, интеллектуальной скромности - даже при отсутствии высшего образования. Накапливают ощущения.
   Люди дивятся втихую и перемалывают косточки таких горе-продюсеров на кухнях.
   А таких как наша горемыка Юля жалеют: чего, вот, мол, дурашка, клюнула! Зачем? Сидела бы дома, пела б в видеокамеру, вела бы блог.
   Или участвовала бы в нашенских конкурсах: у нас-то всяко и люди, и конкурсанты добрее. Поймут еслифф что. И даже не обидятся, обнимут, поцелуют, пожелают чего-нибудь... Не то что у них там - за дрянским ихним "забугром"..
У русских интересная привычка на кухнях: правдой делиться. (Интересно, в Америках да Европах тоже так?)
А если хотите, то (мы типа уже подустали и подъитоживаем)  за всем русским участием в португальском провале виден такой странный симбиоз псевдолиберального и урапатриотичного.
   Китча, бля. Простите, но иначе не выразиться.
   За ними видится недостаток ума и конкретное отсутствие прозорливости, а вовсе не обыкновенную в таких творческих делах неудачу. Провал был запрограммирован! Европейцы тут ни на грамм не виновны!
   И, что особенно обидно и характерно для теперешней управленческой элиты во многих областях, это жуткий дефицит профессионализма.
   А в творческой области - недостаток, а то и полное отсутствие вкуса - при неограниченных полномочиях в момент принятии решений. Заменяют весь предшествующий опыт - самими собой, любименькими и якобы безошибочными при любом раскладе: не корову проигрываем - всего лишь забавляемся искусством, а оно - как мы скажем, таким и будет. И баблодателей убедим: у нас с ними связи, из одного кармана питаемся.
   Это у организаторов соревновательного подхода так.
   А участники неравных творческих боёв тут играют роль пешечек на заклании.
   Юля Самойлова - одна из таких пешечек-жертв.