Литтл Маунтинмэн

"Тихий сквер" на месте Зимней Вишни в Кемерове. Часть 2.

место памяти погибшим в теракте 640.jpg

"ТИХИЙ СКВЕР"
в Кемерове на месте "Зимней Вишни".

Часть 2
Мои
ПРИНЦИПЫ
проектирования


Это продолжение статьи "Тихий сквер на месте Зимней Вишни в Кемерове", начало которой читайте ТУТ.
1. Название.

   
Во-первых, никакой это не Сквер Памяти. "Сквер Памяти" это всего лишь рабочее название: для того, чтобы понятно было о чём речь.
     Название должно быть другим и отражать двойное, и даже "немного мультифункциональное", но базироваться на положительных эмоциях, и не забывать о воспитательном посыле данного сквера. Такая сложилась особенность.
    Притом безусловно, но ненавязчиво проводить тему памяти, тонкой связи жизни и смерти, НО ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЕКЛАРИРОВАТЬ и воспевать именно ЖИЗНЬ. Забегая вперёд, отмечу, что ИМЕННО ЛАНДШАФТНЫЙ СКВЕР наилучшим образом может совместить эти две полярные темы - ЖИЗНИ и КРАТКОВРЕМЕННОСТИ ЕЁ, умиротворённости и горя.
    Всё отрицательное в жизни - как бы СЛУЧАЙНОСТЬ, нелепость, неосторожность и так далее.
    Мы понимаем  "что почём" без лишней размусолки.
   
И НИКАКИХ кричащих  "Скверов ЗИМНЕЙ ВИШНИ"! никаких кладбищенских тем! никаких кощунственных воплей и клятв отомстить злодеям!
    Когда говорим о "памяти", то говорим о ПОГИБШИХ, а не возвеличиваем ЗДАНИЕ ТРЦ под брендом "Зимняя Вишня".
    Тем более, не собираемся увековечивать память господ ВИШНЕВСКИХ, чья фамилия фигурирует в бренде.
Кованая Вишня, которую городу собираются подарить российские кузнецы - настоящий НОНСЕНС и перевёртыш, троянский конь для русского мироощущения.
    В нашем ситуативном ребусе надо бы и ЗИМНЮЮ и ЛЮБУЮ ВИШНЮ объявить  символом смерти, метафорой смерти - ДЕРЕВОМ УБИЙЦЕЙ (по аналогии с Деревом Жизни, Яблоней с молодящими яблочками в русском фольклоре).
   А наивные кузнецы (Александр Романов - кузница "КОРЧ") из понятных сочувственных побуждений, а также из эстетических соображений (на самом деле обманных и уводящих от сути) делают Кемерову подарок В ВИДЕ кованой ВИШНИ. Кованая она, а хоть бы и ЗОЛОТАЯ, всё равно это, как ни крути, и как не подменяя эстетикой и декоративностью предмета лингвистический смысл конкретной трагедии, это СИМВОЛ СМЕРТИ = ДЕРЕВО УБИЙЦА.
   При этом получается, что они (кузнецы) , не желая того,  и не зная подводных кемеровских камней, провоцируют возложение цветов и мишек к СИМВОЛУ СМЕРТИ.
   Называется "Вот и приехали. Здравствуй, бабушка новый год".
   Лично у меня - когда звучит словосочетание "зимняя вишня" - ассоциации такие: 1. это ДЕРЕВО СМЕРТИ! 2. Это Кемерово, ТРЦ "Зимняя вишня" и 60 загубленных жизней.
    После пожара в Кемерове теперь, увы, это так, на все оставшиеся времена... а вовсе не романтический одноимённый фильм.
    Расшифровку мема "зимняя вишня" поменяла госпожа Трагедия, нас не спросив!


Один из неплохих вариантов названия: "Тихий сквер". При том всем понятно о чём речь, несмотря на то что слово "Память" тут за кадром (или между строк).
    А глубинная суть названия о том, что жизнь и нелепые смерти сосуществуют рядом.
    Надо жить, помнить и НЕ ОРАТЬ.
    А просто тихо и ненавязчиво ПОМНИТЬ. Играясь с детками, прогуливаясь с девушкой под руку, идя на костылях, шмыгая и вспоминая недавнее.
    Но даже платочки со временем перестанут быть чёрными!
    Поэтому не надо шлёпать детей по затылку, будучи в Тихом Сквере, шепча им: "Сына, не ори, мы же там, где детки погибли".
    Нет. Пусть играют, а попутно знают, что когда-то давно (годы-то летят) тут произошло огромное несчастье. Играйте вовсю, дети! Это будет обозначать одно: ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ.
    Трагедию пережили, усопших - деток и взрослых - в земельке устроили, помянули.
    Да, раны остались.
    НО ВСЁ, СТОП!
    Теперь просто СВЕТЛО ПОМНИМ
    и СВЕТЛО, с радостью,
    ЖИВЁМ.

    Понимаете, о чём  я?


2. Статус, пафос и скромность. Архитекторы торопыжки=в цейтноте

   
Гордиться в нашем трагедийном случае НЕЧЕМ. Это не памятник погибшим в ВОВ, и не память героям. Это, если выражаться мягко, нелепость, разумеется не без  чьей-то конкретной вины. Но с виной разберётся правосудие. А нам нужно ТИХО СКОРБИТЬ по невинным, и не выпячивать данную тему как ведущую. ЖИЗНЬ! Вот единственная тема.  Вопреки злу и горестям. Скорбь - рефреном!
   Почему так говорю? Да потому, что некоторые кемеровские архитекторы просто категорически инфицированы ПАФОСОМ. Болезнь их - словно в тяжёлой стадии. Они будто кроме пафосных мемориалов других мемориалов не видели. Они уже (в эскизном проектировании) рисуют громоздкие перспективы (чтобы видно было издалека, ещё в километре от сквера, своего рода "памятники победы" - не иначе).
   Рисуют символические планы (масонские, клиновидные и пр.), которые видны будут только с вертолёта, в ГУГЛе, и в собственных мозгах.
   Граждане! Но не тот же совсем случай! Откуда вы понадёргали образцы для подражания? Поглядите по сторонам ещё, загляните в интернет (чтобы увидеть талантливые вещи по той же тематике или рядом с ней, или вообще ДАЛЕКО, зато вкусно и в жилу. И только тогда родить НОВОЕ СВОЁ - и не ради собственной славы, конечно - а для того, чтобы попасть в резонанс с настроением людей, рисовать ЧУВСТВАМИ, а не "высшим образованием" которое, похоже, недовпихнули в архитектурные головы).
   Включите СКРОМНОСТЬ и ТАКТ. Убедите в своей правоте и единственности проекта, в точности попадания в ситуацию, которая уникальна. А не для удовлетворения собственных амбиций, и, тем более, не ради зарплаты.
   Убедите людей глубиной ваших чувств, а не формалистскими изысками. Убедите родственников пострадавших и всех остальных: всех сочувствующих в мире, но в первую очередь ВСЕХ РОССИЯН, потому что этот сквер-назидание и сквер-память, сквер ИМЕНИ ТИШИНЫ делается для них, а не для мёртвых, невинных, умерщвлённых судьбой, имя которой коллективное: это человеческая безалаберность, жадность одних, продажность третьих.
   Не обманывайте людей самолётными схемками, не уводите людей в сторону от правды - ведь у народа нет вашего мастерства профессионально лгать: они любую вашу самую дурацкую туфту могут принять за истину и пойти за вами... в ваше красиво нарисованное, но безыдейное, недодуманное, непрочувстванное... БОЛОТО! - чёрт возьми всех ремесленников, формалистов, торопыжек!
   Не делайте так, господа-товарищи архитекторы! Найдите СВОЮ и человеческую ЗОЛОТУЮ СЕРЕДИНУ, и только тогда:
    - убеждайте людей,
    - убедите своё начальство, если они "талдонят" своё, вынужденное, ссылаясь на план, сроки, нищету страны и пыр.
    - убедите Администрацию - в виде ВОЛИ НАРОДНОЙ, а не нижайшей просьбы. Финансовый ручей тут же побежит в НУЖНУЮ сторону.

    И тогда уж воплощайте вашу идею (сначала на бумаге, а потом и в материале).

    Не забудьте посоветоваться со старшими коллегами. Или побеждайте в честном конкурсе, где НЕ мэр и НЕ губернатор будут принимать решение!  А ЛЮДИ! Те, у  кого дети погибли! Слышите меня?
    Включите честность, встаньте на оптимистическую позицию! Скажите "нет" собственной задрюченности, неверию в общество, недоверию руководству. Это всё козни дьявола. Имя ему Запад. И только тогда реализуйте проект.
    И только тогда не будете забыты и вы, если вам без удовлетворения тщеславия никак.
    А пока что забудьте свою фамилию! Поумерьте пыл первооткрывателей и стайеров!
    Включите тонкие и лучшие, глубинные чувства, совесть профессионалов (заказ это одно, а совесть профессиональная это другое). Вживитесь в ситуацию ещё раз, и ещё, и ещё. Устройте состязание умов, если одной мозговой единицы не хватает. Вспомните какие клятвы вы давали на факультете. И тогда только, с чистой совестью, чертите прожекты.


3. Что не годится

   
Поменьше (совсем чтобы напрочь) избегайте часовень, колоколен, крестов, святых, Христосов с Магдалинами, плачущих матерей с младенцами в руках, забудьте монументальные свечи, немонументальные, но так красиво зовущие вечные огни (ну да, особенно когда речь о погибших при пожаре!), отправьте в утиль портреты на камне, биографии на камне, мраморные венки, ангелочков со слезами - на оградках и в других местах.
    Забудьте подобную псевдоакадемическую ФАЛЬШЬ. А также забудьте навсегда сентиментально-кладбищенскую романтику.
    Всё вышеперечисленное - это провинциальная, извините, кичуха "а ля рус и советикус". Уж, извините. Люблю я Советский Союз, потому и запрещаю измываться над ним подобным изощрённым образом.


4. Что можно в символической части?

   
Колокольчики можно, часы бегущего времени можно, воду можно (водопадики и ручьи - "ландшафтные" и искусственные... но я склоняюсь к ландшафтным... чтобы вписаться в концепцию "ТИШИНЫ", тихой скорби, а не "агрессивной памяти"), зелень, живые цветы, скромные водопадики, холмы - маленькие или один "большой" холм или склон с вьющейся дорожкой (типа как скифы и древние русичи насыпали над могилами вождей, и чтобы без парада, а как бы "слияние с природой, с вечностью"), ручейки с плотиками и крохотными свечками на них, висящие над водой круги типа Инь и Янь, но по-русски, стены - но не плача, как в Иерусалиме, а скромные стенки памяти (и никакого громадья!), яблоньки (исключить ВИШНИ! и железные, чугунные, кованые и настоящие), не забудьте про символизм чёрно-белых сочетаний, но не переборщите, не злоупотебляйте, проявите вкус.


5. Как создать действительную ТИШИНУ в Тихом сквере?

   
Территорию сквера надо ОТБИТЬ от проспекта Ленина эффективной шумозащитой. Ещё раз повторюсь, что зрительная связь сквера с улицей категорически не нужна. Она противопоказана. Сквер Тихий, так что постарайтесь обеспечить тишину реально.
   Для этого подходит стенка высотой не менее роста человека (заодно убъём зрительную связь с улицей, чего собственно и добиваемся. Кому надо, в частности, каждый кемеровчанин, - будут знать что творится за этой стеной: там ТИХИЙ ОТДЫХ И СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ: одно растворено в другом). А приезжему расскажут: "там случилась трагедия, потому сквер ТИХИЙ.
    Стенка пусть идёт и по "фасадной части" улицы (именно по по фронту сносимого здания ТРЦ) с заворотом стенки на боковые "фасады" сквера. Всё ради создания тишины! Коме того, заработает "эффект стены". Это и элемент тайны, и элемент защиты (территориальный оберег своего рода) .
    В соответствии с физикой шумозащиты за стеной (а стена служит ещё в качестве подпорной стенки)  создаём за стенкой наклонный газон, в котором рассаживаем шумозащитную (и она же декоративная) зелень. И всё вместе - это часть ландшафта.
    Кроме того, в "мемориальной зоне", компактной по величине, пусть звучит тихая релаксирующая музыка: ЗВУКИ ПРИРОДЫ. В зоне отдыха же пусть главенствуют звуки города, приглушенные нашей шумозащитой на стыке с проспектом.
    Никаких звонких и пугающих колоколов в будние и воскресные дни  не надо. Пусть звуки колокола (а лучше перезвон колокольчиков - потому как погибли преимущественно детки) звучат исключительно 25 марта.

6. Нужен или нет мемориальный зал?

  
Тут два (а то и более) жизнеспособных варианта.

вар. а) НИКАКИХ мемориальных залов.
   Трагическая тема решается ландшафтными и дизайнерскими средствами;

вар. б) мемориальный зал НУЖЕН.
   Он может быть разным:

б.1 - преимущественно подземный зал: географически на месте наибольшего количества погибших (это место кинотеатров). Это принципиально важный символический, сильнейший эмоциональный ход. Любой гид (уж извините, но не без этого) воспримет это именно с историографической стороны.

б.2 - надземный зал: также географически на месте наибольшего количества погибших (это место кинотеатров).

б.3 - комбинация нового помещения мемориального зала в сцепке со зданием офиса компартии, назначение которого так и напрашивается поменять: как административно-хозяйственное здание нашего парка. Всё это можно решить добром. Коммунисты поймут .

    Пункт 6-й - нужен или нет мемориальный зал - это в компетенции РОДСТВЕННИКОВ ПОГИБШИХ. Администрации тут на втором месте при принятии решения "нужен или не нужен".
    Деньги Администрации ОБЯЗАНЫ НАЙТИ! Голос народа тут важнее. Заодно и посмотрим КТО НАС ВОЗГЛАВЛЯЕТ и как он "СЛЫШИТ" НАРОД.
    Архитекторы понимают, что решение по наличию мемориального зала ПРИНЦИПИАЛЬНО влияют на ЭТИКУ, на ЧУВСТВЕННЫЙ ОБРАЗ Тихого сквера, на конкретную геометрию и географию сквера. А также на количество требуемых средств.

7. Нужно ли поторопиться с открытием сквера?

   
Принятое г-ном Цивилёвым решение ОТКРЫТЬСЯ к Первому сентябрю, иначе как скороспелым решением не назовёшь.
    Понятно, что г. Цивилёв находится в своеобразной позиции. Называется она "между молотом и наковальней". Молот - это президент Путин. Наковальня - это народ, требующий от администрации (а она - слуга народа) реального жеста ПАМЯТИ - в виде Сквера памяти.
    Однако, разве не понятно, что спешка в таком тонком деле как наше, к добру не приведёт. В лучшем случае мы получим просто сквер, и разрежем ленточку. Кто-то удовлетворится этим. А кто-то нет (ворчуны вроде меня и другие).
    Но Сквер при таком раскладе ЗАРАНЕЕ ЯСНО БУДЕТ КАКИМ.
    А будет он скороспелым и обыкновенным. Назвать его можно будет "СКВЕРОМ КАК ВСЕГДА". То есть: идеологически зеленоватым, с заезженной, репостированной идеей, недоработанным в дизайнерском смысле, провинциальным во всех смыслах, качество под вопросом.
   Первые эскизы, продемонстрированные нанятыми архитекторами,  говорят именно об этом: СЫРОСТЬ! Уклон в НЕТУДА! /читайте пункт 2)/.

8. Можно ли поступить как-то иначе?
ДА! МОЖНО. И НУЖНО!

8.1 Снести здание, при этом не нарушая закона. Для этого надо поторопиться с доскональной фиксацией следов трагедии=преступления и снятие в здании всех химических и прочих анализов. Здание как улику в сейф не положишь. Поторопиться со сносом всё равно придётся.

8.2 Настроиться НА НОРМАЛЬНОЕ, а лучше не на нормальное, а  НА УНИКАЛЬНОЕ и ПОДОБАЮЩЕЕ СИТУАЦИИ проектирование. Что для этого нужно - догадайтесь сами. Тут несколько подходов и это отдельная тема для серьёзнейшего разговора. Вопросы есть?

8.3 После сноса (возможно) уже определится ВЕКТОР проектирования и какой-то проект (пусть эскизный) примется ЗА ОСНОВУ. В этом случае и в соответствии с утверждённым или принципиально одобренным прожектом (или эскизом) следует произвести грубую вертикальную планировку. И где можно, и где нужно - уплотнить грунт под твёрдые покрытия. А если появится ясная картина благоустройства, то произвести подсыпку грунта растительного. Но до этого уложить подземные сети. ПО ПРОЕКТУ сетей. Возможно будут некоторые издержки. Так что лучше и во избежание бросовых работ остановиться на грубой организации рельефа.

8.4 Установить на месте стихийной манифестации (слева от ТРЦ, ну где мишки и цветы лежали, где Путин и Патриарх отдавали дань памяти) ПАМЯТНЫЙ КАМЕНЬ с сухим указанием "почему этот камень тут, и вообще о чём речь". А также установить ЗАКЛАДНОЙ КАМЕНЬ, где указать, что Сквер памяти (Тихий Сквер) будет открыт по-настоящему тогда-то и тогда-то, а лучше без указания точной даты: указать только ГОД полноценного открытия.
------------------------------------
И на этом пока всё.
// Хотя пепел Клааса... стучит... в наши серд... Оп! Просто в голову мысли бьются: вопросами и ответами. Например:
        Где размещать смысловой эпицентр, как совместить трудно совмещаемое - боль памяти и отдых, сколько должно быть входов, как не переборщить со стоянками, нужны ли зрительные кулисы и как их аранжировать в зависимости от географии и окружения, нужна ли ограда или нет, нужна ли охрана или нет, будут ли ходить школьники в Сквер тайком покурить, или чтобы собирать там осенние листья, или сидеть на ступеньках амфитеатра и рассуждать о жизни и погибших сверстниках, закрывать Сквер на ночь (как Люксембургский сад) или нет,  можно ли там кушать мороженное и водить собачек, а куда девать принесённых людьми мишек, уместен ли там офис компартии, или переориентировать здание на иное назначение (Музей Памяти, например, комнату пожарной безопасности, попечительский совет, совет волонтёров) ...
       И ещё сотня вопросов, которые возникают естественно, и на которые нужно дать ответ. Иначе вместо архитектурного откровения случится самое обыкновенное ФИАСКО. //

Ах да, P/S!
    На фотке пример того, как скромно но в точку, обошлись бельгийские архитекторы с памятью жертвам терроризма (в 2016 г. дело было кажется).
Найдёте тут пафос?
   Пафоса здесь ни грамма. Бельгийцы поступили таким вот образом - просто и элегантно, если эстетское слово "элегантность" в данном случае уместно.
   У этой архитектурной истории имеется неплохая идейная "разблюдовка". Лет этак через 500 археологи и не поймут что к чему. А мы, пока живы, соображаем следующее: Кольцо сделано из камней, из которых в Бельгии делают надгробия. Деревца изображают погибших людей. Расстояния между деревцами такие, что "люди-деревца" могут взяться за руки. Количество деревец и камней в кольце соответствует количеству погибших.
   Доходчиво и понятно.
   Стоимость объекта три копейки, а эффект...
   Работа архитектора выше всяких похвал. Имя его Bas Smets.

Записи из этого журнала по тегу «Зимняя_Вишня»

проект сквера у "Зимней вишни"
(Анонимно)
Уважаемые архитекторы и чиновники города Кемерово. Пожалуйста, руководствуйтесь принципами, которые изложены в статье! Если последуете этим мудрым советам, у Кемерова реально появится новая достопримечательность мирового уровня! А кича и посредственности нам и так хватает!
Людмила Охотина (Сергеева):
Достойный внимания всех причастных к осуществлению проектирования, строительства и финансирования этого объекта взгляд профессионала- архитектора.
Ты прав, Павел. Но я бы переставил акценты. Случай уникальный. Это не обыкновенный проект и не обыкновенный сквер. Не годится ставить формалистские ограничения клерков УАиГ поперёк АРХИТЕКТУРНОЙ ИДЕОЛОГИИ! Сначала надо эту архитектурную идеологию создать и обсудить с с ПОСТРАДАВШИМИ, и с народом. В данном случае ЗАКАЗЧИКОМ является народ, а не СДС, не Администрации. ИДЕОЛОГИЮ изложить в виде БУМАГИ. Подписать её: 1. Пострадавшими, 2. Гарантами профессионализма - местным Союзом архитекторов, 3. Администрацией, как посредником между Заказчиком=Народом и формальным Инвестором (СДС, коллектив бизнесменов, другое). Эта подписанная Идеология и ляжет в основу АПЗ (ограничений), и как приложение к Техзаданию.
В качестве основы может лечь МОЯ ПИСУЛЬКА, или другая писулька, я не против. Главное, что не нужно ждать ограничений в виде ограничений-подачек-навяливаний, направленных на удобство клерочьей жизни и т.д., а надо их Обществом подсказать, потребовать. Именно такие, какие нужны ОБЩЕСТВУ, а не погонялкам с хлыстами. Кто в стране ВЛАСТЬ? Клерки, олигархи, или народ в конце-то концов? Сколько можно хер жевать?
Примерно так и будет. Но, боюсь, народ пойдёт за тем, у кого "риторика звонче, а эскизники цветастее". КЛЮКВУ могут выбрать! Ибо народ в массе своей не эстеты. Потому надо бы в народе утвердить НАПРАВЛЕНИЕ, а не готовый эскиз, который тут же при одобрямсе пойдёт в дело. При этом, чтобы в обсуждении активно участвовали ПРОФЕССИОНАЛЫ, а не "свои люди". А выигравшее направление (концепт) отдать в работу выигравшему такой экспресс-конкурс: профессионал-дирижёру высшей квалификации, а не "удобному" исполнителю, который и умеет только чтобы "быстренько и под козырёк" сварганить, к чему дело и идёт. Мне не хочется, чтобы мир смеялся над ПРОВИНЦИАЛЬНОСТЬЮ нашей. НЕ ТОТ СЛУЧАЙ!
"Для этого подходит стенка высотой не менее роста человека..."
В этом районе исторически находился кемеровский "хитров рынок" - "Швейка". Сейчас его нет, но контингент, по всей видимости, остался. Кроме того, там расположена тропа студентов политеха до общаг. Место проходное, в общем. Прикрывшись стеной, несознательным гражданам будет проще нагадить или еще что-нибудь нарушить.
Речь идёт о шумозащитной стенке по красной линии проспекта Ленина. Со стороны проспекта стена будет выглядеть как декоративная стена: то есть облицованная естественным камнем, по ней пойдут декоративные растения, мох. Будет подсветка этой стенки (хотя на проспекте Ленина и без того ночью НЕ ТЕМНО). В стенке будут ниши - с лавочками и т.д. Другими словами - пописать там - это всё равно, что облегчиться на улице на виду у всего народа. Если уж говорить о ситуации, когда "нужда застаёт", то тут вообще никаких препятствий нет. Облегчиться могут даже на виду у полицейского - ибо не в штаны же мочиться и не в штаны ходить по большому. А с другой стороны - собственно уже в сквере - к стенке до самого верха будет "прислонён" наклонный газон Этот газон будет своего рода ландшафтный сад (альпийская цветочная горка, террасированная горка, с элементами воды и т.д. - как хотите назовите). Кому придёт в голову помочиться в такую красоту? Разве что самому отвязному дегенерату. Но от таких людей не застрахуешься. При том: сквер-то НЕОБЫЧНЫЙ - он с мемориальной зоной - зоной памяти. Надеюсь, что в сквере с таким статусом будет налажено круглосуточное наблюдение и дежурство (полиция, волонтёры). Не завидую тому маргиналу, кому вздумается поступить так, как предполагаете вы. Как-то так.

Edited at 2018-06-05 14:50 (UTC)
Спасибо, Ярослав. Вполне возможно, Вы правы. В любом случае, целесообразно проведение публичного конкурса проектов. Ничего страшного не произойдет, если сквер появится спустя год.
Радует, что в нашем городе есть столь неравнодушные люди)
Спасибо за участие и Вас. На предмет публички я, разумеется, тоже думаю, что д.б. только с широким участием Народа, но, кроме того, и ОБЯЗАТЕЛЬНО с привлечением ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО обсуждения (отдельно от ШИРОКОЙ публички, и как бы первым этапом, но с обязательным участием именно ПОСТРАДАВШИХ, то есть родственников погибших). Ибо снова ПОХОЖЕ, что администрация попробует отделаться СООБЩЕНИЯМИ В СМИ. Но одно дело затеять голосование по концепту в плане того - что же там размещать - колокольню, кладбище, ноу-развлек. центр для детей, или ладшафтный сквер с зоной памяти, а другое совсем дело - в конкретной оранжировке решений. Тут уже больше требуется участие именно спецов - архитекторов-дирижёров процесса со вкусом и опытом, а не архитекторов с улицы, чтобы сделать абы как и за бабло! Интересно даже то, что прошедшее народное голосование за направление того - что там делать показало ПРЕИМУЩЕСТВЕННО: речь должна идти о памятном сквере! И тем не менее архитекторы - они ж все люди разные, с разными темпераментами и вкусами - и тут: вместо преимущественно сквера с памятной зоной внутри начинают фантазировать кто во что горазд. Некоторые, кто "скверщики" вместо скромных ландшафтов рисуют парадные схемы (Хатынь, памятники победы в ВОВ, колокола, стеллы-свечи в мраморе, кладбища и пыр.). Маргинальные объёмщики=социалисты и благодетели детей собираются перекрыть всю территорию стеклом - типа для всегодичного парк-сквера с развлечениями. Архитекторы "либералы" не забывают о бизнесе и встраивают в ландшафты бизнес-объекты детского направления, не сообразуясь с тем, что можно вполне и исчерпывающе обойтись ландшафтными средствами (и такое морально-этическое соображение имеет место быть: только что сгорел один ТРЦ вместе с детьми и тут же на погорелом месте - практически "на прахе" - предлагают воздвигать новьё. Ну НОНСЕНС это!
Короче говоря, над архитекторами нужен контроль и контроль. Не тотальный, конечно, а внутренний, внутрипрофессиональный, чтобы не наделать ошибок с глупостями.
Множество решений с одной стороны радует, ибо это говорит о небезразличии творческой братии и их многоспектровости.
Однако пока-что - в известных мне эскизных предложениях - отсутствует ТАКТ.
А также отсутствует или приглушено чувство единства с народом, который преимущественно проголосовал ЗА СКВЕР ПАМЯТНЫЙ, где подразумевается ненавязчивыйТИХИЙ ОТДЫХ, а не детский или взрослый уличный балаган на пожарище.
То есть: проектирование данной ситуации требует огромного и настоящего архитектурного ИСКУССТВА и тонких чувств, а не тяп-ляповых, формальных, скороспелых решений.

Edited at 2018-06-06 04:43 (UTC)
Да, любые аттракционы здесь явно неуместны. "Внутри" такой концепции уже можно рассматривать идеи и проекты. Хорошо будет, если общественные пространства станут формировать вкус горожан, а не подстраиваться под него.