pol_ektof (pol_ektof) wrote,
pol_ektof
pol_ektof

"Тихий сквер" на месте Зимней Вишни в Кемерове. Часть 2.

место памяти погибшим в теракте 640.jpg

"ТИХИЙ СКВЕР"
в Кемерове на месте "Зимней Вишни".

Часть 2
Мои
ПРИНЦИПЫ
проектирования


Это продолжение статьи "Тихий сквер на месте Зимней Вишни в Кемерове", начало которой читайте ТУТ.
1. Название.

   
Во-первых, никакой это не Сквер Памяти. "Сквер Памяти" это всего лишь рабочее название: для того, чтобы понятно было о чём речь.
     Название должно быть другим и отражать двойное, и даже "немного мультифункциональное", но базироваться на положительных эмоциях, и не забывать о воспитательном посыле данного сквера. Такая сложилась особенность.
    Притом безусловно, но ненавязчиво проводить тему памяти, тонкой связи жизни и смерти, НО ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЕКЛАРИРОВАТЬ и воспевать именно ЖИЗНЬ. Забегая вперёд, отмечу, что ИМЕННО ЛАНДШАФТНЫЙ СКВЕР наилучшим образом может совместить эти две полярные темы - ЖИЗНИ и КРАТКОВРЕМЕННОСТИ ЕЁ, умиротворённости и горя.
    Всё отрицательное в жизни - как бы СЛУЧАЙНОСТЬ, нелепость, неосторожность и так далее.
    Мы понимаем  "что почём" без лишней размусолки.
   
И НИКАКИХ кричащих  "Скверов ЗИМНЕЙ ВИШНИ"! никаких кладбищенских тем! никаких кощунственных воплей и клятв отомстить злодеям!
    Когда говорим о "памяти", то говорим о ПОГИБШИХ, а не возвеличиваем ЗДАНИЕ ТРЦ под брендом "Зимняя Вишня".
    Тем более, не собираемся увековечивать память господ ВИШНЕВСКИХ, чья фамилия фигурирует в бренде.
Кованая Вишня, которую городу собираются подарить российские кузнецы - настоящий НОНСЕНС и перевёртыш, троянский конь для русского мироощущения.
    В нашем ситуативном ребусе надо бы и ЗИМНЮЮ и ЛЮБУЮ ВИШНЮ объявить  символом смерти, метафорой смерти - ДЕРЕВОМ УБИЙЦЕЙ (по аналогии с Деревом Жизни, Яблоней с молодящими яблочками в русском фольклоре).
   А наивные кузнецы (Александр Романов - кузница "КОРЧ") из понятных сочувственных побуждений, а также из эстетических соображений (на самом деле обманных и уводящих от сути) делают Кемерову подарок В ВИДЕ кованой ВИШНИ. Кованая она, а хоть бы и ЗОЛОТАЯ, всё равно это, как ни крути, и как не подменяя эстетикой и декоративностью предмета лингвистический смысл конкретной трагедии, это СИМВОЛ СМЕРТИ = ДЕРЕВО УБИЙЦА.
   При этом получается, что они (кузнецы) , не желая того,  и не зная подводных кемеровских камней, провоцируют возложение цветов и мишек к СИМВОЛУ СМЕРТИ.
   Называется "Вот и приехали. Здравствуй, бабушка новый год".
   Лично у меня - когда звучит словосочетание "зимняя вишня" - ассоциации такие: 1. это ДЕРЕВО СМЕРТИ! 2. Это Кемерово, ТРЦ "Зимняя вишня" и 60 загубленных жизней.
    После пожара в Кемерове теперь, увы, это так, на все оставшиеся времена... а вовсе не романтический одноимённый фильм.
    Расшифровку мема "зимняя вишня" поменяла госпожа Трагедия, нас не спросив!


Один из неплохих вариантов названия: "Тихий сквер". При том всем понятно о чём речь, несмотря на то что слово "Память" тут за кадром (или между строк).
    А глубинная суть названия о том, что жизнь и нелепые смерти сосуществуют рядом.
    Надо жить, помнить и НЕ ОРАТЬ.
    А просто тихо и ненавязчиво ПОМНИТЬ. Играясь с детками, прогуливаясь с девушкой под руку, идя на костылях, шмыгая и вспоминая недавнее.
    Но даже платочки со временем перестанут быть чёрными!
    Поэтому не надо шлёпать детей по затылку, будучи в Тихом Сквере, шепча им: "Сына, не ори, мы же там, где детки погибли".
    Нет. Пусть играют, а попутно знают, что когда-то давно (годы-то летят) тут произошло огромное несчастье. Играйте вовсю, дети! Это будет обозначать одно: ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ.
    Трагедию пережили, усопших - деток и взрослых - в земельке устроили, помянули.
    Да, раны остались.
    НО ВСЁ, СТОП!
    Теперь просто СВЕТЛО ПОМНИМ
    и СВЕТЛО, с радостью,
    ЖИВЁМ.

    Понимаете, о чём  я?


2. Статус, пафос и скромность. Архитекторы торопыжки=в цейтноте

   
Гордиться в нашем трагедийном случае НЕЧЕМ. Это не памятник погибшим в ВОВ, и не память героям. Это, если выражаться мягко, нелепость, разумеется не без  чьей-то конкретной вины. Но с виной разберётся правосудие. А нам нужно ТИХО СКОРБИТЬ по невинным, и не выпячивать данную тему как ведущую. ЖИЗНЬ! Вот единственная тема.  Вопреки злу и горестям. Скорбь - рефреном!
   Почему так говорю? Да потому, что некоторые кемеровские архитекторы просто категорически инфицированы ПАФОСОМ. Болезнь их - словно в тяжёлой стадии. Они будто кроме пафосных мемориалов других мемориалов не видели. Они уже (в эскизном проектировании) рисуют громоздкие перспективы (чтобы видно было издалека, ещё в километре от сквера, своего рода "памятники победы" - не иначе).
   Рисуют символические планы (масонские, клиновидные и пр.), которые видны будут только с вертолёта, в ГУГЛе, и в собственных мозгах.
   Граждане! Но не тот же совсем случай! Откуда вы понадёргали образцы для подражания? Поглядите по сторонам ещё, загляните в интернет (чтобы увидеть талантливые вещи по той же тематике или рядом с ней, или вообще ДАЛЕКО, зато вкусно и в жилу. И только тогда родить НОВОЕ СВОЁ - и не ради собственной славы, конечно - а для того, чтобы попасть в резонанс с настроением людей, рисовать ЧУВСТВАМИ, а не "высшим образованием" которое, похоже, недовпихнули в архитектурные головы).
   Включите СКРОМНОСТЬ и ТАКТ. Убедите в своей правоте и единственности проекта, в точности попадания в ситуацию, которая уникальна. А не для удовлетворения собственных амбиций, и, тем более, не ради зарплаты.
   Убедите людей глубиной ваших чувств, а не формалистскими изысками. Убедите родственников пострадавших и всех остальных: всех сочувствующих в мире, но в первую очередь ВСЕХ РОССИЯН, потому что этот сквер-назидание и сквер-память, сквер ИМЕНИ ТИШИНЫ делается для них, а не для мёртвых, невинных, умерщвлённых судьбой, имя которой коллективное: это человеческая безалаберность, жадность одних, продажность третьих.
   Не обманывайте людей самолётными схемками, не уводите людей в сторону от правды - ведь у народа нет вашего мастерства профессионально лгать: они любую вашу самую дурацкую туфту могут принять за истину и пойти за вами... в ваше красиво нарисованное, но безыдейное, недодуманное, непрочувстванное... БОЛОТО! - чёрт возьми всех ремесленников, формалистов, торопыжек!
   Не делайте так, господа-товарищи архитекторы! Найдите СВОЮ и человеческую ЗОЛОТУЮ СЕРЕДИНУ, и только тогда:
    - убеждайте людей,
    - убедите своё начальство, если они "талдонят" своё, вынужденное, ссылаясь на план, сроки, нищету страны и пыр.
    - убедите Администрацию - в виде ВОЛИ НАРОДНОЙ, а не нижайшей просьбы. Финансовый ручей тут же побежит в НУЖНУЮ сторону.

    И тогда уж воплощайте вашу идею (сначала на бумаге, а потом и в материале).

    Не забудьте посоветоваться со старшими коллегами. Или побеждайте в честном конкурсе, где НЕ мэр и НЕ губернатор будут принимать решение!  А ЛЮДИ! Те, у  кого дети погибли! Слышите меня?
    Включите честность, встаньте на оптимистическую позицию! Скажите "нет" собственной задрюченности, неверию в общество, недоверию руководству. Это всё козни дьявола. Имя ему Запад. И только тогда реализуйте проект.
    И только тогда не будете забыты и вы, если вам без удовлетворения тщеславия никак.
    А пока что забудьте свою фамилию! Поумерьте пыл первооткрывателей и стайеров!
    Включите тонкие и лучшие, глубинные чувства, совесть профессионалов (заказ это одно, а совесть профессиональная это другое). Вживитесь в ситуацию ещё раз, и ещё, и ещё. Устройте состязание умов, если одной мозговой единицы не хватает. Вспомните какие клятвы вы давали на факультете. И тогда только, с чистой совестью, чертите прожекты.


3. Что не годится

   
Поменьше (совсем чтобы напрочь) избегайте часовень, колоколен, крестов, святых, Христосов с Магдалинами, плачущих матерей с младенцами в руках, забудьте монументальные свечи, немонументальные, но так красиво зовущие вечные огни (ну да, особенно когда речь о погибших при пожаре!), отправьте в утиль портреты на камне, биографии на камне, мраморные венки, ангелочков со слезами - на оградках и в других местах.
    Забудьте подобную псевдоакадемическую ФАЛЬШЬ. А также забудьте навсегда сентиментально-кладбищенскую романтику.
    Всё вышеперечисленное - это провинциальная, извините, кичуха "а ля рус и советикус". Уж, извините. Люблю я Советский Союз, потому и запрещаю измываться над ним подобным изощрённым образом.


4. Что можно в символической части?

   
Колокольчики можно, часы бегущего времени можно, воду можно (водопадики и ручьи - "ландшафтные" и искусственные... но я склоняюсь к ландшафтным... чтобы вписаться в концепцию "ТИШИНЫ", тихой скорби, а не "агрессивной памяти"), зелень, живые цветы, скромные водопадики, холмы - маленькие или один "большой" холм или склон с вьющейся дорожкой (типа как скифы и древние русичи насыпали над могилами вождей, и чтобы без парада, а как бы "слияние с природой, с вечностью"), ручейки с плотиками и крохотными свечками на них, висящие над водой круги типа Инь и Янь, но по-русски, стены - но не плача, как в Иерусалиме, а скромные стенки памяти (и никакого громадья!), яблоньки (исключить ВИШНИ! и железные, чугунные, кованые и настоящие), не забудьте про символизм чёрно-белых сочетаний, но не переборщите, не злоупотебляйте, проявите вкус.


5. Как создать действительную ТИШИНУ в Тихом сквере?

   
Территорию сквера надо ОТБИТЬ от проспекта Ленина эффективной шумозащитой. Ещё раз повторюсь, что зрительная связь сквера с улицей категорически не нужна. Она противопоказана. Сквер Тихий, так что постарайтесь обеспечить тишину реально.
   Для этого подходит стенка высотой не менее роста человека (заодно убъём зрительную связь с улицей, чего собственно и добиваемся. Кому надо, в частности, каждый кемеровчанин, - будут знать что творится за этой стеной: там ТИХИЙ ОТДЫХ И СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ: одно растворено в другом). А приезжему расскажут: "там случилась трагедия, потому сквер ТИХИЙ.
    Стенка пусть идёт и по "фасадной части" улицы (именно по по фронту сносимого здания ТРЦ) с заворотом стенки на боковые "фасады" сквера. Всё ради создания тишины! Коме того, заработает "эффект стены". Это и элемент тайны, и элемент защиты (территориальный оберег своего рода) .
    В соответствии с физикой шумозащиты за стеной (а стена служит ещё в качестве подпорной стенки)  создаём за стенкой наклонный газон, в котором рассаживаем шумозащитную (и она же декоративная) зелень. И всё вместе - это часть ландшафта.
    Кроме того, в "мемориальной зоне", компактной по величине, пусть звучит тихая релаксирующая музыка: ЗВУКИ ПРИРОДЫ. В зоне отдыха же пусть главенствуют звуки города, приглушенные нашей шумозащитой на стыке с проспектом.
    Никаких звонких и пугающих колоколов в будние и воскресные дни  не надо. Пусть звуки колокола (а лучше перезвон колокольчиков - потому как погибли преимущественно детки) звучат исключительно 25 марта.

6. Нужен или нет мемориальный зал?

  
Тут два (а то и более) жизнеспособных варианта.

вар. а) НИКАКИХ мемориальных залов.
   Трагическая тема решается ландшафтными и дизайнерскими средствами;

вар. б) мемориальный зал НУЖЕН.
   Он может быть разным:

б.1 - преимущественно подземный зал: географически на месте наибольшего количества погибших (это место кинотеатров). Это принципиально важный символический, сильнейший эмоциональный ход. Любой гид (уж извините, но не без этого) воспримет это именно с историографической стороны.

б.2 - надземный зал: также географически на месте наибольшего количества погибших (это место кинотеатров).

б.3 - комбинация нового помещения мемориального зала в сцепке со зданием офиса компартии, назначение которого так и напрашивается поменять: как административно-хозяйственное здание нашего парка. Всё это можно решить добром. Коммунисты поймут .

    Пункт 6-й - нужен или нет мемориальный зал - это в компетенции РОДСТВЕННИКОВ ПОГИБШИХ. Администрации тут на втором месте при принятии решения "нужен или не нужен".
    Деньги Администрации ОБЯЗАНЫ НАЙТИ! Голос народа тут важнее. Заодно и посмотрим КТО НАС ВОЗГЛАВЛЯЕТ и как он "СЛЫШИТ" НАРОД.
    Архитекторы понимают, что решение по наличию мемориального зала ПРИНЦИПИАЛЬНО влияют на ЭТИКУ, на ЧУВСТВЕННЫЙ ОБРАЗ Тихого сквера, на конкретную геометрию и географию сквера. А также на количество требуемых средств.

7. Нужно ли поторопиться с открытием сквера?

   
Принятое г-ном Цивилёвым решение ОТКРЫТЬСЯ к Первому сентябрю, иначе как скороспелым решением не назовёшь.
    Понятно, что г. Цивилёв находится в своеобразной позиции. Называется она "между молотом и наковальней". Молот - это президент Путин. Наковальня - это народ, требующий от администрации (а она - слуга народа) реального жеста ПАМЯТИ - в виде Сквера памяти.
    Однако, разве не понятно, что спешка в таком тонком деле как наше, к добру не приведёт. В лучшем случае мы получим просто сквер, и разрежем ленточку. Кто-то удовлетворится этим. А кто-то нет (ворчуны вроде меня и другие).
    Но Сквер при таком раскладе ЗАРАНЕЕ ЯСНО БУДЕТ КАКИМ.
    А будет он скороспелым и обыкновенным. Назвать его можно будет "СКВЕРОМ КАК ВСЕГДА". То есть: идеологически зеленоватым, с заезженной, репостированной идеей, недоработанным в дизайнерском смысле, провинциальным во всех смыслах, качество под вопросом.
   Первые эскизы, продемонстрированные нанятыми архитекторами,  говорят именно об этом: СЫРОСТЬ! Уклон в НЕТУДА! /читайте пункт 2)/.

8. Можно ли поступить как-то иначе?
ДА! МОЖНО. И НУЖНО!

8.1 Снести здание, при этом не нарушая закона. Для этого надо поторопиться с доскональной фиксацией следов трагедии=преступления и снятие в здании всех химических и прочих анализов. Здание как улику в сейф не положишь. Поторопиться со сносом всё равно придётся.

8.2 Настроиться НА НОРМАЛЬНОЕ, а лучше не на нормальное, а  НА УНИКАЛЬНОЕ и ПОДОБАЮЩЕЕ СИТУАЦИИ проектирование. Что для этого нужно - догадайтесь сами. Тут несколько подходов и это отдельная тема для серьёзнейшего разговора. Вопросы есть?

8.3 После сноса (возможно) уже определится ВЕКТОР проектирования и какой-то проект (пусть эскизный) примется ЗА ОСНОВУ. В этом случае и в соответствии с утверждённым или принципиально одобренным прожектом (или эскизом) следует произвести грубую вертикальную планировку. И где можно, и где нужно - уплотнить грунт под твёрдые покрытия. А если появится ясная картина благоустройства, то произвести подсыпку грунта растительного. Но до этого уложить подземные сети. ПО ПРОЕКТУ сетей. Возможно будут некоторые издержки. Так что лучше и во избежание бросовых работ остановиться на грубой организации рельефа.

8.4 Установить на месте стихийной манифестации (слева от ТРЦ, ну где мишки и цветы лежали, где Путин и Патриарх отдавали дань памяти) ПАМЯТНЫЙ КАМЕНЬ с сухим указанием "почему этот камень тут, и вообще о чём речь". А также установить ЗАКЛАДНОЙ КАМЕНЬ, где указать, что Сквер памяти (Тихий Сквер) будет открыт по-настоящему тогда-то и тогда-то, а лучше без указания точной даты: указать только ГОД полноценного открытия.
------------------------------------
И на этом пока всё.
// Хотя пепел Клааса... стучит... в наши серд... Оп! Просто в голову мысли бьются: вопросами и ответами. Например:
        Где размещать смысловой эпицентр, как совместить трудно совмещаемое - боль памяти и отдых, сколько должно быть входов, как не переборщить со стоянками, нужны ли зрительные кулисы и как их аранжировать в зависимости от географии и окружения, нужна ли ограда или нет, нужна ли охрана или нет, будут ли ходить школьники в Сквер тайком покурить, или чтобы собирать там осенние листья, или сидеть на ступеньках амфитеатра и рассуждать о жизни и погибших сверстниках, закрывать Сквер на ночь (как Люксембургский сад) или нет,  можно ли там кушать мороженное и водить собачек, а куда девать принесённых людьми мишек, уместен ли там офис компартии, или переориентировать здание на иное назначение (Музей Памяти, например, комнату пожарной безопасности, попечительский совет, совет волонтёров) ...
       И ещё сотня вопросов, которые возникают естественно, и на которые нужно дать ответ. Иначе вместо архитектурного откровения случится самое обыкновенное ФИАСКО. //

Ах да, P/S!
    На фотке пример того, как скромно но в точку, обошлись бельгийские архитекторы с памятью жертвам терроризма (в 2016 г. дело было кажется).
Найдёте тут пафос?
   Пафоса здесь ни грамма. Бельгийцы поступили таким вот образом - просто и элегантно, если эстетское слово "элегантность" в данном случае уместно.
   У этой архитектурной истории имеется неплохая идейная "разблюдовка". Лет этак через 500 археологи и не поймут что к чему. А мы, пока живы, соображаем следующее: Кольцо сделано из камней, из которых в Бельгии делают надгробия. Деревца изображают погибших людей. Расстояния между деревцами такие, что "люди-деревца" могут взяться за руки. Количество деревец и камней в кольце соответствует количеству погибших.
   Доходчиво и понятно.
   Стоимость объекта три копейки, а эффект...
   Работа архитектора выше всяких похвал. Имя его Bas Smets.
Tags: Зимняя_Вишня, Кемерово-моя-родина, Тихий_сквер, дизайн_городской_среды
Subscribe

Posts from This Journal “Зимняя_Вишня” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments