pol_ektof (pol_ektof) wrote,
pol_ektof
pol_ektof

Рыцари Олега Денисенко. Часть 1

“Художник, родившийся на 500 лет позже своего времени”. Невероятные рыцари Олега Денисенко в Киеве

  Работы этого художника мне очень близки. Вероятно оттого, что его "рыцарская тематика" идёт от самого детства. Этим переболел и я, но только в своём, разумеется, роде. У меня тоже была пластилиновая армия. И я писал летопись, которая, увы, плхоже, безвозвратно погибла. "Рыцарство" и пластилиновая армия привели меня не в художественную отрасль, а в архитектуру. За что я ни разу не жалею. Рыцарские же делишки косвенно поучаствовали в любви к искусству и к занятиям живописью и графикой.
  Оригинал статьи взят ТУТ.

Странники, рыцари, алхимики и чародеи, мифические создания, библейские персонажи — таинственный мир львовского графика Олега Денисенко завораживает. Редкая удача — не только увидеть в Киеве работы известного кудесника, работающего под девизом «Antiquitas nova» (Новая древность), но и пообщаться с ним. Гостим на выставке «Равновесие» в Музее Книги и книгопечатания!
«Моих воинов нельзя ассоциировать с крестоносцами, которые принесли немало бед, жестоко уничтожив множество невинных людей. Мой рыцарь — это собирательный образ человека чести, у которого есть собственные убеждения и жизненная цель. Он близок Дон Кихоту Сервантеса — „рыцарю без страха и упрека“, который борется за справедливость… И эта борьба продолжается до сих пор…»
В экспозиции — 45 офортов, рисунки, пластика, а также работы, выполненные в уникальной авторской технике по левкасу

Олег Денисенко — львовский художник-график, скульптор. Обладатель 31 премии в международных конкурсах Великобритании, Словакии, США, Испании, Италии, России, Кореи, Румынии, Белоруси. Работы художника находятся во многих музейных собраниях и частных коллекциях.

В 1994 году персональную выставку Денисенко в галерее «Olofstorm» посетил король Карл Густав и королева Сильвия, шведская пресса опубликовала статью под названием «Олег Денисенко — художник, родившийся на 500 лет позже своего времени». Книга с его гравюрами — в собрании музея Дюрера.

Олег Денисенко на открытии выставки «Рівновага» в Киеве. Фото (данное и выше): страница Музея книги и книгопечатания Украины на фейсбуке
Олег Денисенко «Автопортрет», дерево, левкас, масло
— Олег, ваш «Автопортрет», встречающий зрителей на выставке, напоминает работы старых мастеров. Вы ощущаете себя продолжателем их традиций?
— Для меня существуют две категории мастеров: художники, которые опираются на творческое наследие предшествующих поколений, — к ним я отношу и себя, — и художники-искатели, которые занимаются современным искусством и абсолютно новыми формами. Эти два лагеря сосуществуют параллельно и мне это нравится. В своем творчестве я ничего не исключаю — изучаю новые тенденции и черпаю вдохновение в старине.

А мой «Автопортрет», который я недавно написал, уже стал моим талисманом. Когда его впервые увидели на выставке во Львове, многие мои знакомые говорили, что он удивительно точно передает мой характер. Мой учитель мне посоветовал никогда его не продавать и использовать на персональных выставках вместо фотографии. На киевской выставке это единственная живописная работа.
О. Денисенко «Автопортрет», дерево, левкас, масло

— Олег, у вас есть серия гравюр, посвященных любимым художникам — «Hommage a». Кем вы восхищаетесь и кто ваши кумиры?

— На выставке есть две новые гравюры из этой серии: портреты Альбина Бруновского и Вернера Тюбке, который мне очень близок. Этот художник не так давно умер, его считают классиком немецкого современного искусства, а работал он в жанре фантастического реализма.

О. Денисенко «Hommage a: W. Tubke», гравюра

О. Денисенко «Hommage a: A. Brunovsky», гравюра×
Литография (от гр. Litos – камень) – способ получения гравюры, при котором краска наносится на поверхность под давлением. При этом оттиск создается с гладкой поверхности, которая, вследствие химической обработки, способна удерживать нанесенный пигмент на основе олифы на определенных фрагментах. Технику изобрели в Германии как более дешевый аналог офорта, позволяющий тиражировать изображения. Это и поспособствовало тому, что литографию начали широко применять в типографиях. Помимо этого она была востребована в искусстве XIX-XX веков, в частности, такими мастерами, как Анри Матисс (Henri Matisse), Франсиско Гойя (Francisco José de Goya), Сальвадор Дали (Salvador Dalí).
читать дальше
- Сколько времени я буду существовать как художник — столько времени буду создавать работы, посвященные моим любимым мастерам, которых я уважаю и творчество которых меня очень вдохновляет.
…Работы — посвящения Олега Денисенко своим учителям-художникам: Арчимбольдо, Рембрандту, Леонардо да Винчи, Дюреру, Босху и Брейгелю. Узнаете?



— Частый герой ваших работ — рыцарь. Это ваш любимый образ?

— Рыцари — мое давнее детское увлечение. Когда я был маленьким, самым лучшим подарком для меня была пачка пластилина. Я лепил целые армии рыцарей всех времен и народов и мне это страшно нравилось. Кто-то однажды очень хорошо подметил, что взрослый мужчина от ребенка отличается только весом. Это про меня. Я стараюсь сохранить детские моменты — они необычайно важны. И как раз образ рыцаря сохранился в моем творчестве.

— Какого героя вы представляли, когда работали над образом в «Жажде полета»? Воообще, многие ваши персонажи изображены с крыльями — почему?

— В моих работах крылья символизируют творческий полет, полет мысли. И, действительно, в «Жажду полета» я вложил как раз собирательный образ Леонардо да Винчи — изобретателя, художника и гуманиста, который всю жизнь искал способ подняться в небо — не только в физическом смысле. Опираясь на силу своих мыслей и божественную силу, он пытается найти равновесие и баланс, подняться над человеческой суетой, над всем будничным и взглянуть на наш мир сверху.
«Жажда полета», доска, левкас, авторская техника (фото автора репортажа с выставки О. Денисенко)
— Олег, практически каждую работу сопровождает «вплетенный» в нее каллиграфический текст и надписи на латыни. Что это за тексты?

— Мне очень нравится латынь — язык образованных людей Средневековья и Ренессанса. Подписывая работу на латыни, я вкладываю определенный смысл: приглашаю зрителя обратиться к определенным источникам, словарям и побуждаю его к совместному творчеству. А что касается каллиграфических надписей — это имитация средневекового шрифта, такие элементы дополняют композицию и выполняют декоративную функцию.
Олег Денисенко «Пастораль ІІ", 2016, офорт, 23×16
— Ваши гравюры восхитительны по технике выполнения, а как насчет «авторской технике по левкасу» — расскажите о ней, пожалуйста.
— Эту технику придумали мы с моим товарищем Игорем Худяковым, с которым вместе работали в Полиграфическом институте им. И. Федорова (сейчас Украинская Академия книгопечатания). Игорь работал на кафедре химии. Мы придумали способ, с помощью которого можно перенести изображение с металлической матрицы, то есть с графической эстампной пластины на левкас. Игорь запатенттовал наше изобретение — эта техника уникальна.

— Результаты впечатляют… Скажите, Олег, как долго создается такая работа?

— Всегда, когда меня спрашивают, много ли времени занимает создание работы, я вспоминанию слова бессмертного Пабло Пикассо, когда он нарисовал в ресторане на салфетке голубку по просьбе одного посетителя и назвал за нее свою цену. Человек удивленно спрашивает: «Как? Вы рисовали ее пятнадцать секунд и просите за нее 2 000 долларов?!», а Пикассо отвечает: «Я рисовал ее пятнадцать секунд и всю свою жизнь».
О. Денисенко «Равновесие», дерево, левкас, авторская техника, фрагмент
— Что касается процесса, то вначале нужно создать графическое изображение на металлической пластине (как для гравюры — прим. ред.), а затем подготовить основу, на которое будет переводиться изображение. За основу берется доска, обычно липовая, сзади она скрепляется крепкими дубовыми шпугами, чтобы не растрескивалась. Затем на нее наклеивается паволока — льняное грубое полотно или марля, что тоже укрепляет основу. На паволоку один за другим в несколько слоев наносится грунт — мягкая эластичная масса, которая называется левкас. Сама технология левкаса идет от античной живописи — фаюмского портрета и византийской иконы. Затем графическое изображение с матрицы печатается на левкас глубокой печатью, в результате изображение получается рельефным и с ним можно делать фантастические вещи! Работу можно «состарить»: нанести маленькие трещины и сделать кракелюр, нанести патину, имитировать шашель… В этой технике я использую прозрачные, лессировочные краски, наношу один слой, даю ему полностью высохнуть, затем протираю и наносится следующий слой.
- Благодаря такой технологии появляется магическое свечение или же «иллюминации», как это называли в Средние века.
О. Денисенко «Равновесие», дерево, левкас, авторская техника, фрагмент
Фото: страничка художника в Фейсбуке


Продолжение см. ТУТ
Tags: Олег Денисенко, графика, искусство
Subscribe

Posts from This Journal “искусство” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments