Это подолжение.
Начало статьи ЗДЕСЬ.— Олег, а с чего началось увлечение рисованием, появилась желание стать художником?
— В детстве я очень интересовался историей, страшно любил старинные вещи, читал энциклопедии, книги по истории с очень красивыми гравюрами. Эти картинки меня захватывали, и я мечтал стать археологом, хотел связать свою жизнь с историей и материальной культурой древности.
— Но первый номер в списке
«влияний» — мой родной город
, который сформировал мое мировосприятие
, художественное видение
, вкусы и определенные тенденции в творчестве. Я до сих пор каждый день
, возвращаясь из мастерской
, специально прохожу через центр
, и каждый раз словно впервые его вижу. Львов — мой любимый город
, я его чувствую
, я им вдохновляюсь.

О. Денисенко
«Мелодия Надежды», бумага
, офорт×Офорт (от фр. eau-forte - «крепкая вода») – гравюра, создаваемая на металлической поверхности с помощью травления контура рисунка кислотами. До XVI века изображение умели гравировать только острыми резцами, что гораздо сложнее, нежели при помощи химических реакций. Многие известные художники, которые тяготели к более живописной передаче образов в графике, эксперементировали с данной техникой. Среди них – Рембрандт (Rembrandt) и Дюрер (Dürer). — Олег, однажды вы сказали, что символика — это основа графики. Проведете для нас экскурсию" по работе «Блуждающий музыкант»?

О. Денисенко «Бродячий музыкант» («Блукаючий музика»), 2001
— Основной посыл в этой работе — это моя большая внутренняя любовь к музыке. Когда я работаю, звучит музыка. Я слушаю классику, джаз, рок, — главное, чтобы это был интеллектуальный продукт очень высокого уровня. И, собственно, мой персонаж держит в своих руках дирижерские палочки — он словно управляет миром. «Блуждающий музыкант» — собирательный образ творческого человека, мудреца-философа, путешественника. Он стоит на шаре, который олицетворяет нашу землю. Вавилонская башня — символ раздробленности людей, она создала большие проблемы в существовании человечества: создала границы, разделила людей. Недостроенная башня у меня заканчивается условной пирамидой, напоминающей чертеж, — эдакая «идея завершения». А конус-чертеж — это символ мысли, которая стремится к высшему началу — к поиску гармонии с Небесами.
О. Денисенко
«Нота RE» из серии
«Семь нот», бумага
, офорт×
Офорт (от фр. eau-forte - «крепкая вода») – гравюра, создаваемая на металлической поверхности с помощью травления контура рисунка кислотами. До XVI века изображение умели гравировать только острыми резцами, что гораздо сложнее, нежели при помощи химических реакций. Многие известные художники, которые тяготели к более живописной передаче образов в графике, эксперементировали с данной техникой. Среди них – Рембрандт (Rembrandt) и Дюрер (Dürer). — Ваши офорты, как мастерские гравюры Дюрера, можно часами разглядывать и находить что-то новое. Скажите, чувствуете себя этаким «чародеем в искусстве»?
— Элемент мистики и чародейства
, наверное
, нельзя отрицать
, потому что иначе не будет искусства, — всегда должна оставаться какая-то загадка и место для интерпретаций. Когда у меня спрашивают
, что я хотел сказать в своей работе
, чувствую себя неловко
, потому что так много сделано
, использовано множество деталей
, символики… И если этого мало — значит
, я что-то неправильно сделал
, или же человек не желает что-то понимать. Мне интересна история зрителя — ваша притча
, ваши эмоции от работы. Иногда можно услышать такое
, о чем я даже и близко не думал!
…Одни говорят, что это самое светлое искусство, которые они видели, другие называют готикой и какой-то получертовщиной, третьи видят полет Ренессанса… Сколько людей — столько и мыслей, для этого и существует искусство.О. Денисенко
«Секреты», бумага
, офорт× Офорт (от фр. eau-forte - «крепкая вода») – гравюра, создаваемая на металлической поверхности с помощью травления контура рисунка кислотами. До XVI века изображение умели гравировать только острыми резцами, что гораздо сложнее, нежели при помощи химических реакций. Многие известные художники, которые тяготели к более живописной передаче образов в графике, эксперементировали с данной техникой. Среди них – Рембрандт (Rembrandt) и Дюрер (Dürer). — Восприятию искусства нужно учиться точно так же, как и самому искусству. Его можно воспринимать на уровне интуиции, но понимание требует определенных знаний, поэтому зритель должен воспитывать себя и постоянно пополнять свои знания.
— Олег, на выставке можно полюбоваться созданной вами книгой — расскажите об этой вашей работе.
— Эта книга Себастьяна Бранта «Корабль дураков», написанная в 1499 году в Базеле. Она служила светской Библией для людей того времени и описывала все человеческие пороки. В ней рассказывается о шарлатанах, псевдоврачах, астрологах, библиофилах, которые собирают огромные коллекции книг и никогда их не открывают.
Прошло больше половины тысячелетия, а в мире ничего не изменилось, — эта книга абсолютно актуальна и попадает «в десятку»!
— В свое время эту книгу очень красиво оформил гравюрами
Альбрехт Дюрер. В мои юношеские годы они меня вдохновляли и были мне очень близки по пластике. Я подумал
, что было бы неплохо попробовать себя в этой теме и создать что-то свое. В 1997 году я принялся за работу и за полтора года создал одну большую линогравюру и серию офортов. Книга была выпущена тиражом в девять экземпляров. Это очень большая часть моей творческой жизни
, она отняла много времени и энергии
, но мне приятно работать с такими вещами.
Для этого издания я выбрал очень качественную бумагу ручного отлива голландской фирмы Ханемюле (Hahnemuhle) цвета слоновой кости, в нее добавлены измельченные альпийские травы, создающие особую фактуру. Кстати, бумагой этой фирмы пользовался и Дюрер. Плюс кожаная обложка, авторское шитье корешка…Авторская книга О. Денисенко «Корабль дураков» С. Бранта на выставке «Равновесие» в Киеве
— Это та самая книга, что выставлялась на вашей выставке в Доме-музее Дюрера в Германии?
— Да
, вместе с Константином Калиновичем
, моим другом художником-графиком
, мы сделали совместную выставку в Доме-музее А. Дюрера в Нюрнберге — «Посвящение Дюреру». Книга экспонировалась на выставке и вошла в коллекцию этого музея. Мне приятно
, что моя книга будет достойно представляться в одном из крупнейших коллекционных собраний
, связанным с именем Дюрера. Еще один экземпляр приобрела Королевская Библиотека в Амстердаме
, несколько книг купили частные коллекционеры-библиофилы из Украины и Европы, — все экземпляры попали в хорошие руки.

О. Денисенко «Святой Христофор», 2016, 65×42
— Олег, поступают ли к вам предложения как к художнику-иллюстратору?
— Не так давно у меня было несколько привлекательных предложений от очень известных и престижных издательств. Но
, начиная работать над иллюстрациями
, в какой-то момент я осознал
, что я не иллюстратор. Иллюстрация — это отдельный вид искусства
, требующий особенного подхода
, а я создаю параллельные работы — реминисценции
, которые слегка соприкасаются с текстом. Такой подход не всегда нравится издателям. Я смотрю
, как к своей работе подходит
Владислав Ерко, мой хороший друг
, и меня тоже так учили: если берешь какого-то автора
, надо выучить его биографию
, материальную культуру
, аксессуары
, которые использовали в то время
, психологию людей
, которые тогда жили — должен быть очень серьезный подход к книге.

Иллюстрация: О. Денисенко «Охота на единорога», бумага, тушь, перо
— Мне намного легче сделать своими руками книгу и быть самому себе издателем, редактором и цензором. Была б моя воля, я бы занимался исключительно авторской книгой, — это целый мир для меня! Режиссура, театр, ремесло, идея и вдохновение. Книги — это сложный организм, в котором переплетено огромное количество жанров искусства, начиная от типографики — набора шрифта, и далее, считайте: графический дизайн, искусство штампа, переплет, тиснение… Это очень кропотливый труд, в котором принимает участие целый коллектив. Но постоянно заниматься авторской книгой сложно, долго, затратно и, к сожалению, не прибыльно. Хотя, думаю, был бы интеллектуальный продукт — нашелся бы и его ценитель. Занятие авторской книгой требует полного самоотречения и занятия только ею.
— Иногда художник, создавая образ, сам до конца не понимает, что он делает — в этом есть магическая сила искусства. Говорят, художники могут быть пророками и предвидят будущее, а, поскольку человечество развивается по спирали, это сделать несложно: используя символику и идеологию, можно «попасть» в определенный момент и работа будет отвечать «злобе дня».
— Олег, на выставке представлены несколько скульптур, словно найденных на раскопках. Что вас вдохновило на их создание? — Порой мне хочется пробовать новые формы выражения, новую пластику, новые жанры. От графики я сначала перешел к доске, левкасу, использованию цвета, а потом потихоньку к пластике в бронзе.
— В работах я стараюсь достичь состояния «музейности», чтобы создать впечатление, будто они вчера были найдены на раскопках. В них должен чувствоваться дух старины и видна патина веков.
О. Денисенко «Прародительница» (укр. «Прамати»), бронза
О. Денисенко «Король и королева», бронза. Фото: страница Музея книги и книгопечатания в фейсбуке
На киевской выставке каждая работа Олега вызывает живейший интерес, даже разгадывание «Смертных грехов» становится захватывающей игрой. Попробуем?
Выставка «Равновесие» в Музее Книги и книгопечатания
продлится до конца июня 2016 года.
Интервью, перевод с украинского — И. Олих. Титульная иллюстрация: О. Денисенко. «Равновесие» (доска, левкас, масло, авторская техника)
Начало статьи ЗДЕСЬ.