pol_ektof (pol_ektof) wrote,
pol_ektof
pol_ektof

Рыцари Олега Денисенко. Часть 2

Это подолжение. Начало статьи ЗДЕСЬ.

— Олег, а с чего началось увлечение рисованием, появилась желание стать художником?

— В детстве я очень интересовался историей, страшно любил старинные вещи, читал энциклопедии, книги по истории с очень красивыми гравюрами. Эти картинки меня захватывали, и я мечтал стать археологом, хотел связать свою жизнь с историей и материальной культурой древности.

— Но первый номер в списке «влияний» — мой родной город, который сформировал мое мировосприятие, художественное видение, вкусы и определенные тенденции в творчестве. Я до сих пор каждый день, возвращаясь из мастерской, специально прохожу через центр, и каждый раз словно впервые его вижу. Львов — мой любимый город, я его чувствую, я им вдохновляюсь.
О. Денисенко «Мелодия Надежды», бумага, офорт×
Офорт (от фр. eau-forte - «крепкая вода») – гравюра, создаваемая на металлической поверхности с помощью травления контура рисунка кислотами. До XVI века изображение умели гравировать только острыми резцами, что гораздо сложнее, нежели при помощи химических реакций. Многие известные художники, которые тяготели к более живописной передаче образов в графике, эксперементировали с данной техникой. Среди них – Рембрандт (Rembrandt) и Дюрер (Dürer).
— Олег, однажды вы сказали, что символика — это основа графики. Проведете для нас экскурсию" по работе «Блуждающий музыкант»?

О. Денисенко «Бродячий музыкант» («Блукаючий музика»), 2001
— Основной посыл в этой работе — это моя большая внутренняя любовь к музыке. Когда я работаю, звучит музыка. Я слушаю классику, джаз, рок, — главное, чтобы это был интеллектуальный продукт очень высокого уровня. И, собственно, мой персонаж держит в своих руках дирижерские палочки — он словно управляет миром. «Блуждающий музыкант» — собирательный образ творческого человека, мудреца-философа, путешественника. Он стоит на шаре, который олицетворяет нашу землю. Вавилонская башня — символ раздробленности людей, она создала большие проблемы в существовании человечества: создала границы, разделила людей. Недостроенная башня у меня заканчивается условной пирамидой, напоминающей чертеж, — эдакая «идея завершения». А конус-чертеж — это символ мысли, которая стремится к высшему началу — к поиску гармонии с Небесами.
О. Денисенко «Нота RE» из серии «Семь нот», бумага, офорт×

  Офорт (от фр. eau-forte - «крепкая вода») – гравюра, создаваемая на металлической поверхности с помощью травления контура рисунка кислотами. До XVI века изображение умели гравировать только острыми резцами, что гораздо сложнее, нежели при помощи химических реакций. Многие известные художники, которые тяготели к более живописной передаче образов в графике, эксперементировали с данной техникой. Среди них – Рембрандт (Rembrandt) и Дюрер (Dürer).
— Ваши офорты, как мастерские гравюры Дюрера, можно часами разглядывать и находить что-то новое. Скажите, чувствуете себя этаким «чародеем в искусстве»?
— Элемент мистики и чародейства, наверное, нельзя отрицать, потому что иначе не будет искусства, — всегда должна оставаться какая-то загадка и место для интерпретаций. Когда у меня спрашивают, что я хотел сказать в своей работе, чувствую себя неловко, потому что так много сделано, использовано множество деталей, символики… И если этого мало — значит, я что-то неправильно сделал, или же человек не желает что-то понимать. Мне интересна история зрителя — ваша притча, ваши эмоции от работы. Иногда можно услышать такое, о чем я даже и близко не думал!

…Одни говорят, что это самое светлое искусство, которые они видели, другие называют готикой и какой-то получертовщиной, третьи видят полет Ренессанса… Сколько людей — столько и мыслей, для этого и существует искусство.
О. Денисенко «Секреты», бумага, офорт×


Офорт (от фр. eau-forte - «крепкая вода») – гравюра, создаваемая на металлической поверхности с помощью травления контура рисунка кислотами. До XVI века изображение умели гравировать только острыми резцами, что гораздо сложнее, нежели при помощи химических реакций. Многие известные художники, которые тяготели к более живописной передаче образов в графике, эксперементировали с данной техникой. Среди них – Рембрандт (Rembrandt) и Дюрер (Dürer).
— Восприятию искусства нужно учиться точно так же, как и самому искусству. Его можно воспринимать на уровне интуиции, но понимание требует определенных знаний, поэтому зритель должен воспитывать себя и постоянно пополнять свои знания.

— Олег, на выставке можно полюбоваться созданной вами книгой — расскажите об этой вашей работе.

— Эта книга Себастьяна Бранта «Корабль дураков», написанная в 1499 году в Базеле. Она служила светской Библией для людей того времени и описывала все человеческие пороки. В ней рассказывается о шарлатанах, псевдоврачах, астрологах, библиофилах, которые собирают огромные коллекции книг и никогда их не открывают.

Прошло больше половины тысячелетия, а в мире ничего не изменилось, — эта книга абсолютно актуальна и попадает «в десятку»!

— В свое время эту книгу очень красиво оформил гравюрами Альбрехт Дюрер. В мои юношеские годы они меня вдохновляли и были мне очень близки по пластике. Я подумал, что было бы неплохо попробовать себя в этой теме и создать что-то свое. В 1997 году я принялся за работу и за полтора года создал одну большую линогравюру и серию офортов. Книга была выпущена тиражом в девять экземпляров. Это очень большая часть моей творческой жизни, она отняла много времени и энергии, но мне приятно работать с такими вещами.

Для этого издания я выбрал очень качественную бумагу ручного отлива голландской фирмы Ханемюле (Hahnemuhle) цвета слоновой кости, в нее добавлены измельченные альпийские травы, создающие особую фактуру. Кстати, бумагой этой фирмы пользовался и Дюрер. Плюс кожаная обложка, авторское шитье корешка…

Авторская книга О. Денисенко «Корабль дураков» С. Бранта на выставке «Равновесие» в Киеве

  — Это та самая книга, что выставлялась на вашей выставке в Доме-музее Дюрера в Германии?
  — Да, вместе с Константином Калиновичем, моим другом художником-графиком, мы сделали совместную выставку в Доме-музее А. Дюрера в Нюрнберге — «Посвящение Дюреру». Книга экспонировалась на выставке и вошла в коллекцию этого музея. Мне приятно, что моя книга будет достойно представляться в одном из крупнейших коллекционных собраний, связанным с именем Дюрера. Еще один экземпляр приобрела Королевская Библиотека в Амстердаме, несколько книг купили частные коллекционеры-библиофилы из Украины и Европы, — все экземпляры попали в хорошие руки.

О. Денисенко «Святой Христофор», 2016, 65×42


— Олег, поступают ли к вам предложения как к художнику-иллюстратору?
— Не так давно у меня было несколько привлекательных предложений от очень известных и престижных издательств. Но, начиная работать над иллюстрациями, в какой-то момент я осознал, что я не иллюстратор. Иллюстрация — это отдельный вид искусства, требующий особенного подхода, а я создаю параллельные работы — реминисценции, которые слегка соприкасаются с текстом. Такой подход не всегда нравится издателям. Я смотрю, как к своей работе подходит Владислав Ерко, мой хороший друг, и меня тоже так учили: если берешь какого-то автора, надо выучить его биографию, материальную культуру, аксессуары, которые использовали в то время, психологию людей, которые тогда жили — должен быть очень серьезный подход к книге.


Иллюстрация: О. Денисенко «Охота на единорога», бумага, тушь, перо

   — Мне намного легче сделать своими руками книгу и быть самому себе издателем, редактором и цензором. Была б моя воля, я бы занимался исключительно авторской книгой, — это целый мир для меня! Режиссура, театр, ремесло, идея и вдохновение. Книги — это сложный организм, в котором переплетено огромное количество жанров искусства, начиная от типографики — набора шрифта, и далее, считайте: графический дизайн, искусство штампа, переплет, тиснение… Это очень кропотливый труд, в котором принимает участие целый коллектив. Но постоянно заниматься авторской книгой сложно, долго, затратно и, к сожалению, не прибыльно. Хотя, думаю, был бы интеллектуальный продукт — нашелся бы и его ценитель. Занятие авторской книгой требует полного самоотречения и занятия только ею.



    — Иногда художник, создавая образ, сам до конца не понимает, что он делает — в этом есть магическая сила искусства. Говорят, художники могут быть пророками и предвидят будущее, а, поскольку человечество развивается по спирали, это сделать несложно: используя символику и идеологию, можно «попасть» в определенный момент и работа будет отвечать «злобе дня».

О. Денисенко «Победа»


  — Олег, на выставке представлены несколько скульптур, словно найденных на раскопках. Что вас вдохновило на их создание?
  — Порой мне хочется пробовать новые формы выражения, новую пластику, новые жанры. От графики я сначала перешел к доске, левкасу, использованию цвета, а потом потихоньку к пластике в бронзе.

  — В работах я стараюсь достичь состояния «музейности», чтобы создать впечатление, будто они вчера были найдены на раскопках. В них должен чувствоваться дух старины и видна патина веков.

О. Денисенко «Прародительница» (укр. «Прамати»), бронза

О. Денисенко «Король и королева», бронза. Фото: страница Музея книги и книгопечатания в фейсбуке


На киевской выставке каждая работа Олега вызывает живейший интерес, даже разгадывание «Смертных грехов» становится захватывающей игрой. Попробуем?

Выставка «Равновесие» в Музее Книги и книгопечатания
продлится до конца июня 2016 года.


Интервью, перевод с украинского — И. Олих. Титульная иллюстрация: О. Денисенко. «Равновесие» (доска, левкас, масло, авторская техника)
Начало статьи ЗДЕСЬ.
Tags: Олег Денисенко, графика, искусство
Subscribe

Posts from This Journal “искусство” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments