pol_ektof (pol_ektof) wrote,
pol_ektof
pol_ektof

Клаус Энзикат

    Акварель и обводка пером поверх - одна из самых распространенных техник в книжной иллюстрации. Но соотношение между тушью и акварелью сильно варьируются. Сегодня мы будем рассматривать иллюстрации Клауса Энзиката ( Klaus Ensikat) знаменитого и очень плодотворного немецкого иллюстратора. Его рисунки скорее восходят к классической иллюстрации - гравюрам, печатаемым с деревянных досок. Черно-белые гравюры могли подкрашиваться поверх вручную, но основной рисунок передавался именно черными линиями.

У Энзиката мы видим как раз это. Акварель служит легкой подцветкой, однотонными прозрачными заливками. Весь рисунок, объемы и тени делаются пером.


Все объемы тонко заштрихованы - посмотрите на многочисленные складочки на платье, у них нет контуров, только покрытые штрихом формы. Фигуры солдат почти сливаются с фоном, они собственно и нарисованы поверх общего цвета фона, и чуть-чуть подцвеченный воротники, волосы и одежда - просто тонкие слои акварели поверх серо-голубого тона фона. Энзикат не штрихует по форме предметов, как делали в старых гравюрах, его штрих почти архитектурный - параллельными линиями - определяет только тон.


Опять общая заливка розового фона с оставленными белыми лицами и слегка добавлено цвета в отдельные предметы.

Одна из особенностей этой техники - цвет нужно накладывать очень бледный и ненасыщенный. Штриховка и обводка деталей очень утемняет положенный цвет -посмотрите на портьеру, например.

В таком рисунке со штриховкой очень легко запутаться - картинка будет представлять собой массу разных линий, но сам рисунок будет трудно ухватить взглядом. Энзикат же виртуозно сочетает части со штриховкой и без нее - так, что мы видим весь рисунок отчетливо Лица обоих героев, например, имеют меньше штриховки, чем одежда и хорошо читаются. То же самое можно сказать и про ноги - смотрите, как сапоги этого Кота в сапогах ( а это именно он!) хорошо выделяются на фоне сложных деталей ножек стола, а ноги мельникового сына - на заштрихованном полу. Котик с бантом совершенно уморительный со своей женской физиономией.


Детали, контуры и драпировки - игра ровных и заштрихованных мест на рисунке.

В этой технике можно очень точно закрашивать части рисунка - как, например, здесь, закрашено кресло, а можно просто заливать разными оттенками фон и рисовать поверх него.


Энзикат обычно использует всего несколько цветов, в сдержанных неярких оттенках. Весь волк покрашен теми же оттенками, что и фон, но выделяется из-за штриховки пером - фрак его стал темнее и более лиловым, морда высветлена, панталоны подкрашены поверх коричневого тем же желтым, что на платье Красной Шапочки и выделяются потому, что вокруг них зарисовано мелкой растительностью.



Эта книжка у меня есть- легенда о Фаусте. На скане слегка проступают желтые полосы, их не нужно принимать во внимание. Это увеличенный фрагмент обложки - хотела показать, какая сложная и тонках штриховка лежит поверх акварельных заливок. Если в сказках Перро все штриховки были параллельные, то тут можно видеть и перекрещивающуюся штриховку и очень мелкие штрих, почти точки на лице. Перекрещивающаяся штриховка позволяет набрать более темный тон, потому что у параллельной есть предел, до которого можно близко наносить штрихи - дальше него линии будет сливаться в черные пятна..


Цвета более насыщенные, Но если мы посмотрим на пальто нижнего героя, тени набираются все равно тушью, а не более темным тоном акварели


Правый верхний край крупнее: большей частью излюбленная параллельная штриховка без обводок контуров теней.



Опять всего несколько оттенков цвета.

И деталь крупнее - светлая пентаграмма остается в промежутках штриховки на полу. Более темные места на камнях и в плаще заштрихованы перекрестно


Еще один крупный фрагмент:


Один из небольших, не на полную страницу, рисунков. Разноотеночная заливка сине-сиреневой одежды придает рисунку более живой, рукотворный вид, штрихи вырисовывают детали и складки, но не позволяют потеряться общей форме.




Еще несколько картинок из разных книг. Хорошо видно, что иллюстрации будут видны и понятны, даже если цвета не будет - рисунок и штрих несет главную информацию в рисунке.









На американском Амазоне Энзиката не так много и книги его довольно дороги. Я своего Фауста привезла из Германии. Но на немецком амазоне его в изобилии .

Еще одна книга с акварелью и рисунком пером поверх - Forgetful Fred иллюстратора Friso Henstra - была у меня раньше: часть первая, часть вторая .
Tags: Клаус_Энзикат, графика, иллюстрация
Subscribe

Posts from This Journal “графика” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments