pol_ektof (pol_ektof) wrote,
pol_ektof
pol_ektof

Литература как Вселенная. Часть 2

  
часть 1-ю см. ТУТ.

Часть 2
------------


Во Вселенной рулит Бог. Недоказанный, конечно. Потому как называют его разными именами.
И окружают этого недоказанного бога пророками разных концессий, часто противоречащих друг дружке и насылающих друг на друга очищающие от скверны неправильных религий правильные концессионные войска.
Однако, у всех разновидностей Богов одно одинаковое и главное свойство - отчего он, собственно, Богом и именован - рулить Вселенной: в целом и в частностях; и даже покопаться в душах людских его приглашают.
В произведении литературы рулит Автор.
Автор чаще всего - документально доказанная личность.
Документ! - вот прекрасная штука!
Написанное на бумаге (глине, коже, мраморе, стене пещеры, могильном камне) - оно по сути бюрократизирует отношения "автор - его книга" до истинной подлинности... Хотя в могилке с надгробным камнем под именем "Катя" не раз и не два каким-то невероятным образом оказывались "Васи" и "Пети": подземного Аида чоль хотели обмануть?
Для конкретной книжки (не для персонажей) автор - не меньше, чем Бог.
Ибо: он -   Автор  есть Создатель мира. Мира немножко своего, немножко дискретного. А если посмотреть со стороны, объективно, то так: "авторского мира, созданного в дискретной книжке".
В таком случае пора писать не "автор", а "Автор" - с большой буквы.
Но Автор считает, что его конкретно книжный мир вовсе не дискретен, а полностью ЕГО мир. Только махонький он... против всех аналогичным образом написанных миров... от других авторов - божков такого же частного ранга.
На самом деле его книжный мир, даже если он максимально фантастичен, сказочен и т.д. в любых случаях подсмотрен в разумной человеческой реальности.
Ибо Автор далеко не индифферентный атом и не молекула, и даже не античные монкадо-дУхи, которым - предоставь им это право, и дай им алфавит с синтаксисом, - такого бы написали, каждый о своём заветном, и об эфире, и о Боге, и о человеке-машине, и... что...
Что с ума можно было бы свихнуться! настолько там много по-человечески понятного, примеренного, сравненного с чувствами, с отношениями... вот же ведь как оно хочется... чтобы специальную синонимистику  для атомной и космической физики не сочинять, а тупо заимствовать из жизни людей.
Вот такие они молекулы с монкадами - как ни верти, а всё взяли из жизни недостойных, низших существ, чванных, отвратительных убийц и насильников себе подобных, называемых людьми, или человеко-машинами - это у кого как.
Но ещё больше там непонятного, тёмного: спецьяльно что ли запутанного... Богом, если таковский мэн под именем Бог существует? Или запутан от того, что компьютер нормальный не подключили, а вариантов догадок тыщи в степенях?
Ибо, слава богу - с прописной буквы (есть ли он, или нет его), атомы с молекулами не авторы, а участники жизни физической. Туда их насильно вклеил человек. Подсмотрел... сформулировал и утряс сначала в своей голове, затем обозначил формулами (чтобы серьёзней выглядело... а на самом деле, чтобы никто из ненужных лиц не понял), потом глянул в мелкоскоп: вау: как похоже на правду! соответственно одобрил и оформил, разукрасил спектром и вставил в интернет и СМИ: верьте им, мол, люди, на этот раз, мол, без вранья; в доказательство - фотки раскрашенные и просто так. Вместо линзы - атом с электронным датчиком: стрелка прыгающая в зависимости от напряжённости исследуемой точки.
Хотя... им человек исследователь и просто человек, тем более литератор или фантаст, им это без разницы...
У них и имени-то толкового до поры не было. А теперь есть. И соответствуют гипотезам. Зовут их Атомами и Молекулами. Руки-ноги их, с кишками - не в счёт.
Но: даже с именами - этим субъектам, разумеющим физику изнутри, Человек (хоть и описавший эту самую Физику, то есть физик) абсолютно безразличен.
Безразличен-то безразличен, но с одной оговорочкой: "пока это самое грёбаное в мире существо не ставит над ними - существами естественней некуда  - неестественные человеческие опыты".
Блин! будто атомы и молекулы хуже шелудивых собачек с улицы. И будто души у них нет, а есть одни только свойства. И тех - как собак нерезаных! - и свойств, и самих субъектов - имеется в виду.

***

Итак, малодушным атомам и молекулам не до литераторства.
Они заняты одним: соблюдением законов физики, подсмотренных человеком - физиком, который не Бог Вселенной, а всего лишь описыватель того, что чаще всего случается не по его воле, а по воле непонятно кого. Снова что ли речь о Боге?
Но им бы (атомам и молекулам) отдохнуть: в моменты стабильности, которая - как и жизнь человеческая - не вечна.
В этом они с человечеством равны. И, более того, состряпаны из одного теста. /Имею тут в виду, что атомы не являются последней инстанцией в микромире/.
Только в человеке этого добра выше крыши, и оно представляет собой биологический механизм, а атомы с молекулами сами в составе этого гада - человека.

***

Книжка - это частная авторская Вселенная, смахивающая на планету Землю.  Иначе и не будет.
Так как полностью «иную» Вселенную, придуманную автором, но непонятную другим людям, никто и читать не станет - именно ввиду непонятности.
Книжный мир - это образец авторского мира, который каждый читатель примеряет к своему собственному миру - "познавательному и ощущенческому через чтение".
При этом для сравнения и оценки используется как открывшийся человеку (а уж после читателю) в процессе жизненного опыта действительный мир, и он ОДИН мир, индивидуально понимаемый человеком.
Кроме того в качестве примерки и сравнения читателем (а потом уж человеком) используются книжные миры от разных писателей, которые по-разному приближены к действительности (вплоть до отрицания реальной действительности и создания индивидуальных иллюзий).
Таких "книжных миров" тысячи. Разница в том, что изучение писательских, книжных миров происходит в тишине и влияет только на мозги, а лишь потом может вывернуться в какое-либо действие. А изучение реального мира происходит через реальное пребывание в этом мире. И подчас от этого мира можно неплохо "огрестись".
Непонятую "иную" книжку невозможно ни с чем сравнить, сопоставить, дать оценку на уровне "распознавания" книжного мира и соли, заключенной в ней.
Непонятная другим книжка будет существовать как прецедент, как вещь. Но это будет абсолютно глупая, "переошифрованная", замысловатая, нужная только автору книжка. Ну и ещё паре врачей... из психоаналитиков.
Один из них, положим, напишет диссертацию о специфике лечения некоторых сапиенсов, называющих себя писателями. А другой (из психушки) будет тупо, по инструкции, как самый страшный антигерой Никем Непонятой Книжки ставить автору-пациенту уколы от болезни ума.

***

Да ну и ладно. И ради бога.
Значение нормального, не заумного, художественно оформленного авторского мира, и его безусловная уникальность не умаляются.
Даже если это будет не талантливая книжка, а просто описание чего-либо весьма средненького, приближенного к действительности, причём, с ошибками на каждом шагу.
Плохая книжка - это как излишне ржавый артефакт: он и есть, и он не особенно нужен. Так как ничего нового не говорит. Он лишь подтверждает те простецкие мысли, что не все люди талантливы, но нужны люди всякие.
И что чаще всего массив из псевдо- или наиво-литераторов являет собой лишь низкочастотную, дурно или никак не пахнущую, или - если искать метафоры в музыке - никак не звучащую аморфную, не настроенную на поиск гармонии среду, в которой лишь изредка рождаются, пробиваются ростками и умудряются выживать таланты и гении.

***

Физики любят читать фантастические книжки. Не от того, что они сами почти сплошь фантасты - только господь их писательскими навыками не наградил. А от того, что в фантастических, околонаучных книжках порой прячутся и замаскированные физические предсказания, и прямые подсказки.
Сами фантасты (которые в первую очередь продвинутые литераторы, фантазёры с техническими мозгами) не претендуют на воплощение своих грёз (в том числе нормальных допущений и откровенных ляпов).
Они рассуждают в тысячи раз свободней физиков.
Возможно потому, что согбенные физики нагружены знаниями по самые уши. Знания им как замусоренный космический эфир: вроде пустой, но луч инновационного света прекрасно тормозится в нём.
Говорят, скорость света постоянна. Полноте, так ли это! Кто измерял скорость света на подлёте к границе Вселенной?
Физики, как утлые корабли, лавируют между тысяч каменных островков из своих знаний: боятся получить пробоины.

***

Автор (Книжный Бог) иногда спускается в свою книжку (как Христос на Землю).
Спускается под Псевдонимом. Реже под своим именем. Прилепляется к героям. Сочиняет лишнего. Балдеет и измывается, пряча истинное лицо.
Персонажи не знают, что к ним пришёл Автор (Книжный Бог - КБ).
А псевдоним завирает. Если говорить о его месте в книге, то, чаще всего, побеждает. А если и умирает в конце, то красивей всех остальных. Чтобы его пожалел читатель.
При том КБ уверен, что умер не по настоящему. Так как знает, кого представляет на самом деле - он КБ. Но он не может признаться в этом другим персонажам-героям. Иначе рухнет логос внутренней "книжной реальности".
А в той реальности предполагается, что общаться надо с равными, а не флиртовать... с книжными богами - авторами, не отдаваться за просто так. Ибо это может вылиться чёрт знает во что: вплоть до разжалования... из героев... или вообще выкинут нахрен.
А это героям не просто обидно. Они тут же перестанут стараться... соответствовать героическому статусу: потому как Псевдоним-Автор-Бог собирается возглавить, а то и заменить главных героев собой самим - безошибочным Богом и Автором.
А ещё смешно, когда Автор умертвляет Псевдонима-Бога, при этом зная, что он-то, на самом деле жив-живёхонек. При этом ещё и хохочет: так всех наколоть!
Ну, может утирает рукавом слёзы: если смерть под маской самому понравилась.

***

Меня уже пучит от злости: ну разве это честно по отношению к персонажам?
На читателей "правильному автору" наплевать: их много: на всех персонажей не хватит.
Читателю вообще не угодить: такой читатель разный. Да и не фонтан это - угождать. Не надо никому угождать. Но и возноситься не стоит: будешь как непонятый истукан... из глины... а не Бог.
Хоть это - искусство: написать так, чтобы народ ухохатывался, и рыдал... и верил написанному.
А если и не поверил, то хотя бы чтоб не разочаровался,  получил бы кайф от мастерства - и то хлеб.
А сам он тогда как зритель, пришедший в театр, пусть и не обласканный автором, и не захваченный действием, но хотя бы чтобы артисты (=герои-персонажи) выкладывались по полной, производя пот и иные творческие потуги.
Читатель будет таким честным раскладом удовлетворён. Он не попросит денег назад: автор с артистами (=герои-персонажи) сделали всё что могли.
Самому автору, над своей Книжной Вселенной... созданной своим авторским разумом... всё с маленькой буквы... не надо бы автору серьёзно равняться с тем большим Богом.  Достаточно удовлетвориться скромной ролью "создателя книжной вселенной".
Мы видим аналогию; и автору должно быть того довольно, с лихвой.
Но, чёрт дери! так сложно порой выбраться из шкуры Бога, задушив вреднейшего парня - внутреннего Нарцисса, притом завершить Вселенную. А это, господа братья по разуму и уважаемые господа персонажи, это тоже надо уметь делать: профессионально и осознанно.
Tags: pol_ektof_creativity, Вселенная, литература, литературное мастерство
Subscribe

Posts from This Journal “pol_ektof_creativity” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments