pol_ektof (pol_ektof) wrote,
pol_ektof
pol_ektof

Categories:

Художник должен быть голодным

Фраза взятая мной в качестве названия статьи, известна наверное всем. «Художник должен быть голодным» Есть мнение, что имеется в виду творческий голод. То есть кушать художник должен обильно, вкусно, качественно и регулярно. Художники и пр. их коллеги по цеху с этим согласны, с тем в частности, что кушать хорошо должны. Художники они тоже люди, а человек, это не только «звучит гордо», но ещё и есть хочет. Оспаривать это утверждение я тут не собираюсь.

Человек он вообще, исторически, еду ищет, потом о размножении думает, ну и пр. Всё естественно и нормально. «А к чему это предисловие?»  Спросит (или не спросит) озадаченный читатель? Да к тому читатель мой дорогой, что если художник что-то там рисует, сочиняет и так далее, то нужно себя спросить – а это он для денег (чтобы не голодать) или правда так считает?
Ну вот приходится ему, художнику этому, врать или попросту делать, что нужно, ради того чтобы не голодать и вообще жить красиво. Можем мы его осуждать? Нет конечно. Если его деятельность вреда не приносит. А должны мы ему верить? Не думаю. Я вот не верю. Ну я вообще человек циничный и недоверчивый. Проф. Деформация, работа с контингентом специфическим, суровые условия, алкоголь опять же…

А ты читатель, веришь? Вот допустим, некий лауреат премии Нобеля. Физик, но премия не по физике, а за Мир и сказал он то-то и то-то, посоветовал нам всем это-то.Можно и послушать. Возможно он и прав и из за реактора ему виднее, а может и нет.
Вспоминается мне вот такой случай. В конце 80-х понесло у нас врачей в депутаты разных уровней, от местных, до верховного совета. Город Ленинград, (ещё пока) зал, в нем (в зале) человек 300. Выходит кандидат, какой-то хирург - прямая кишка и минут 40, по бумажке рассказывает – что нам делать с экономикой, политикой и как жить дальше. Все слушают. Некоторые даже что-то понимают. Согласны практически все.
Потом слово берёт проф. Попов, бесконечно мною уважаемый и заслуженный человек. Математик и философ. Он без бумажки и коротко, обращается к залу со следующим вопросом – «А есть ли в зале желающие, из присутствующих, чтобы он, проф. Попов, вырезал кому-либо аппендицит?» Таковых желающих не нашлось, почему-то.
Ну правильно, мы ведь умные все. Зубы лечим у стоматолога, автомобиль везём в автосервис, а не наоборот. Ну да.. А какого хрена тогда мы же (Вы то есть дорогие мои, или некоторые из Вас) слушаете беглого шахматиста, торговца контрабандными телефонами и ворюгу-олигарха и пр. подобных им? Шахматный чемпион это вообще  – как член 48 см. или 62-й размер ноги. Да, необычно, интересно и феноменально, но в практической жизни особого значения не имеет.
При чём тут художники и писатели? Да при том, что они от шахматистов этих мало чем отличаются. Вот живёт писатель в стране, режим ему не нравится, отвратителен он писателю. Писатель нос зажал, от омерзения и пишет именно то, что надо, за что ему платят. Вспомнить братьев Стругацких, Аркадия и Бориса. Писали хорошие книги, для молодёжи, про дружбу, верность и всякие прочие замечательные вещи. Получали за это деньги, жили хорошо и сладко пили и вкусно ели. А вот как ушёл в прошлое СССР, тут и понесло. Пошли из под их пера одна вещь гаже другой, а точнее ложь и клевета. То есть в СССР им не позволяли такую вот мерзость публиковать? Правильно и делали, значит. Вот один пример. В 1993 г. в издательстве «Текст» вышла книга «Дьявол среди людей», автор С. Ярославцев. В предисловии  говориться, что Ярославцев это псевдоним, а писано всё это А. Стругацким, к тому времени почившим. Издано братом его Борисом.То есть Борис на покойника стрелку перевёл.
В книжке есть фантастическая повесть – «Экспедиция в преисподнюю» Да простит меня читатель, но сей бред я не осилил. И есть там и повесть давшая название сборнику – «Дьявол среди людей» Что касается этой вещи, то общий смысл там такой – ЖИТЬ В ЭТОЙ СТРАНЕ НЕЛЬЗЯ.
Стругацкие как-то прожили и даже и не плохо вроде. Ну ладно – страдали они как выясняется. Повесть данная разделена на главы, к ним есть своеобразные эпиграфы - предисловия. Вот два из них, цитирую полностью.

«Союзные моряки стали жаловаться, что, сойдя на берег после арктических тягот, они у нас лишены женской ласки и оттого могут ненароком исчахнуть. Тогда горком обратился к комсомолкам в возрасте от семнадцати до двадцати лет с предложением порадеть нашим славным товарищам по оружию. Те, конечно, порадеть не отказались. Что делать, времена тяжелые, а тут тебе и консервы, и шоколад, и виски, и чулочки. Однако когда война закончилась, их всех объявили изменниками Родины, погрузили на баржи и потащили в открытый океан. На остров Сальм, как им объявили. Но до острова Сальма их не дотащили, а потопили из-под воды торпедами. Светило красное полуночное солнце, белело небо над далекой кромкой вечных льдов, океан был как зеркало, и до самого горизонта виднелись по воде женские головы - русые, каштановые, черные..»

«Было, было что-то, толкавшее в смертную минуту людей друг к другу. Да что говорить! В восемнадцатом году топили гардемаринов, мальчиков пятнадцати-шестнадцати годков. Связывали руки за спиной, навешивали на шею ржавые колосники и сталкивали за борт. Одного за другим, в общую кучу. Вода была на удивление прозрачная, и любопытствующие отметили, что в последние секунды земного существования своего утопленные копошились в груде уже мертвых, словно бы стремясь найти себе уютное место, склубиться в одну общую массу»
(конец цит.)

Что это такое? Писатель сильно хотел кушать? Видимо очень сильно. Хотел передать атмосферу эпохи и времени? Мстил стране? Это как же ненавидеть надо... Не знаю, по моему, это имеет другое название – ложь, а ещё клевета на свою страну и свой народ
Говорят, что один известный кинорежиссёр (Фамилию не назову, ибо сведения не точны, но известен он как автор скучных фильмов и недавним скандалом в связи с его работой в кино, касательно монаршей особы) очень вдохновился первой историей, про комсомолок. Даже фильм захотел сляпать. То ли денег он не нашёл то ли понимания, но не срослось. Миновала нас чаша сия. А вот А. Рогожкин (автор про особенности нашей охоты) вдохновился дурацкой повестью В. Зазубрина «Щепка» и денег нашёл и понимания, да и наваял фильм «Чекист» в котором и реализовал все свои комплексы.

Да что там эти, современные. Вот великий русский художник, И. Е. Репин. Случилась третья по счёту революция, к власти большевики пришли, а Репин у себя в Пенатах укрылся, на территории Финляндии. В Финляндии тогда тоже не подарок ситуация была.Гражданская война, «Белые» финны своих «красных» расстреливали тысячам, а просто русских – сотнями. Что там творилось в Советской России Репин знал по слухам, но ехать боялся, хоть и голодал. Котлеты из лебеды были его обычным блюдом.

«Белые» финны усмотрели тут пропагандистский ход – «Великий русских художник спасается от кровавых большевиков», (и мы его даже не убили,а скорее наоборот),они, финны то есть, дали ему паёк, какой-никакой и намекнули, что не плохо бы дескать… То есть решили гением попользоваться для собственного PR.
Илья Ефимович быстро сориентировался, намёк понял и родил шедевр – «Красноармеец отнимающий хлеб у ребёнка»
На картине изображён жирный, красномордый детина, (большевик) который собственно и отнимает. Да, за паёк чего не сделаешь…  Тут понятно всё.
Но ведь художники и писатели склонные ещё нам свой внутренний мир вываливать. Что там у них в нутре их содержится. Вот Рогожкин вывалил, про расстрел голых людей в подвале, на протяжении всего фильма. Или вот А. Герман. В советское время ведь шедевры снимал: «Мой друг Иван Лапшин» «Проверка на дорогах» «20 дней без войны» и остальные прекрасные его фильмы.

Илл. И. Е. Репин "Красноармеец отнимающий хлеб у ребёнка"
Пришла свобода – твори! И что же? Вот это вот оно и есть? «Хрусталёв машину» - это о чём? Об изнасиловании черенком от лопаты генерала мед. службы зеками в автофургоне «Советское шампанское»? Ах ну да, ценители мне скажут, что я ни черта не понимаю. Вот его «Трудно быть богом» по повести Стругацких. Выстраданное и выношенное в тайниках души. Ведь не давали же снять власти советские. И свершилось, вот оно! Фильм – унылое гавно,снят про гавно, герои на протяжении фильма ползают в гавне, а перед объективом камеры летают грязные тряпки. Показал нам великий художник свой внутренний мир, на последок, ну и ладно.А. Герман умер, но дело его живёт. Есть его сын - А. Герман (мл)который пошёл по стопам родителя. Копирует его худ приёмы и цели видимо те же. Вот фильм "Бумажный солдат" - смотрим.. и что? Сложно даже догадаться, какие соображения подвигли автора взяться за изображение  эпохи, которую он и левым глазом не видел, но выход ведь найти можно. Почитать книжку, расспросить папу,привлечь консультантов грамотных, встретиться людьми, о которых пойдет речь, наконец...
Ничего подобного, вот ещё - он художник, и он так видит.
 Сам Герман-младший заявил: это фильм о том, чего не было на самом деле, но могло бы быть.
Другими словами - фантазия творца.
Собственно, так оно и есть. Космонавты, которые тренируются в грязи в степях возле Байконура, разбитые бараки. Из медицинского оборудования - один шприц.Ну и так далее. Могло бы быть...  Ты читатель верь художнику, если желаешь, я же не возражаю. Ну и в заключении (хороший термин) так сказать.

"Занялся сейчас опять проблемами познания. Страшная неразбериха царит в этой области, особенно в отношении терминологии, когда смешивают и валят в одну кучу понятия „сознание”, „мышление”, „мысль”, „духовное” и пр. Стараюсь разобраться в этих авгиевых конюшнях. У Сталина об этом сказано очень мало, а других авторитетов я здесь не признаю, ну их к чорту".
Из письма Аркадия Стругацкого Борису Стругацкому в 1950 году.
Ант Скаландис. Братья Стругацкие. М., АСТ; АСТ МОСКВА, 2008, 704 стр. с илл.


Когда они врут,писатели эти, а когда правду говорят? Понять порой очень сложно.

Tags: искусство, история России
Subscribe

Posts from This Journal “искусство” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments