pol_ektof (pol_ektof) wrote,
pol_ektof
pol_ektof

Category:

Археология и "норманизм".

 //статья отсюда: https://oldrus.livejournal.com/131767.html. Кстати в оригинале интересные комментарии, которых нет в моём репосте.//


Традиция приписывать археологическим находкам, не связанным напрямую со “славянским кругом древностей”, скандинавское происхождение, или, как минимум, попадание на Русь посредством норманнов, а также базирующиеся на этом выводы достаточно широко распространены в историографии, особенно благодаря стараниям некоторых ленинградских/петербургских археологов.

Попробуем разобрать, на чем основываются подобные точки зрения.

В числе такого рода положений находится мнение о значительной роли скандинавов и внушительном их присутствии в Ладоге в первые столетия ее истории (VIII-IX в.в.). Некоторые исследователи даже называют скандинавов основателями Ладоги.

В качестве аргументов для доказательства подобных утверждений, как правило, используются якобы “безусловно скандинавские” археологические находки в ладожских горизонтах Е3-Е2 (примерно 750-865г.г.).


Материальная культура Ладоги VIII-Xв.в.
(из: Г.С.Лебедев. Эпоха викингов в Северной Европе)

Рассмотрим их, сопроводив комментариями.

1. “Большие дома”
Ошибочность мнения о скандинавском (или только скандинавском) происхождении ладожских “больших домов” отмечает, например, руководитель Староладожской археологической экспедиции, проф. А.Н.Кирпичников. Ученый указывает на связь ладожских построек данного типа с общеевропейскими трехнефными хале и пишет следующее:

"Ни в Финляндии, ни в Швеции, ни в Прикамье, например, домов, подобных ладожским, пока не обнаружено... В период раннего средневековья большие дома... не исключительно финские или германские, а распространены на громадной территории от Прикамья на востоке до Рейна на западе[1].
План раскопок ладожского “большого дома”
(из: А.Н.Кирпичников. Раннесредневековая Ладога (итоги археологических исследований)

2. Обломок гривны, фибула, два стержня с руническими надписями, бронзовый стержень с головой бородатого мужчины

Не останавливаясь на весьма скромном количестве данных находок и факте обнаружения одного из стержней с надписью в “куче хозяйственного мусора” "вместе с поломанными ложками" [2], отметим, что Ладога во второй половине 1 тыс.н.э. являлась крупным торговым городом на торговом пути, и нет ничего удивительного в возможном присутствии здесь некоторого числа скандинавских купцов (или викингов-купцов).
Украшения же всегда были популярным предметом торга и могли быть привезены в Ладогу из других центров североевропейской торговли, а также просто являться военной добычей.

Соответственно, основывающиеся на данном скудном материале далекоидущие выводы вызывают большие вопросы.

3. Подвески с топориками

Подобные подвески (некоторые из которых по сложившейся традиции красиво именуют “молоточками Тора” и “топориками Перуна”) достаточно широко распространены как на Руси, так и в Европе в целом, особенно в циркумбалтийском регионе. В.П.Даркевич весьма убедительно связывал их с культом Перуна и языческого Бога-Громовника вообще [3], Н.А.Макаров видел в них символ принадлежности воинскому сословию [4]. В принципе, данные точки зрения не противоречат друг другу. Интересно, что шведские археологи Т.Арне и П.Паульсен объясняли появление в Скандинавии определенных типов подобных подвесок контактами с восточноевропейскими землями, в том числе с Русью [5].


Таким образом, нет серьезных оснований говорить о принадлежности данных амулетов исключительно скандинавам. По всей видимости, речь может идти об общей североевропейской традиции.

4. Игральные шашки

Предположение о том, что шашки могут являться этноопределяющим признаком (в торговом городе в шашки могли играть только скандинавы?!), мягко говоря, представляется весьма натянутым и нелогичными, особенно учитывая упоминавшиеся выше обширные торговые контакты Ладоги и то, что наборы для игр и игральные фигуры были предметом широкой торговли [6].

5. Роговые гребни

Общеизвестно, что появление данного предмета быта в Северной Европе обычно связывают с Фризией, где и находились основные центры производства подобных гребней. Объектом активной торговли на Балтике данные гребни становятся уже с VII в. [7]. Найденные в Швеции (в основном, конечно, в крупном торговом городе Бирка) гребни "считаются привозными или сделанными фризскими ремесленниками" [8].

Также немаловажно, что “с IX в., вероятно, в каждом из раннегородских поселений имелись собственные костерезные мастерские” [9]. Наличие производства подобных гребенок непосредственно в Ладоге подтверждается находками в ней различных заготовок [10].


Таким образом, нет существенных оснований связывать найденные в Ладоге гребни непосредственно со скандинавами.
Вот, собственно, и все основные аргументы из области археологии, которые обычно используются в качестве доказательства значительного норманнского присутствия в Ладоге VIII-IX в.в.

Очевидно, что считать рассматривавшиеся находки скандинавскими, или исключительно скандинавскими, ошибочно: они характерны для всех североевропейских земель по торговому пути, на котором располагался город.
Приблизительная схема Волго-Балтийского торгового пути
Оставим пока в стороне вопрос об идентификации обряда захоронения в ладье, зафиксированного в Ладоге - это отдельная серьезная проблема. Достаточно сказать, что истоки данного обряда вполне обоснованно видят в бронзовом веке, и предполагаемая принадлежность его только скандинавам вызывает большие вопросы у многих исследователей (в частности, данный тезис вызывал серьезные сомнения у видного этнографа Н.Н.Велецкой).

Существуют, конечно, и другие аргументы, например, приписывающие исключительно скандинавам деревянные игрушечные мечи. Но, конечно, к подобному рвению, помноженному на отсутствие формальной логики, можно относиться только с юмором.

В заключение отметим, что в посещении норманнами крупного центра балтийской торговли и нападениях на него, разумеется, ничего удивительного нет. Но в целом, очевидно, что значительность роли скандинавов в Ладоге VIII-IX в.в. не вполне обоснованно преувеличивается отдельными исследователями, а масштабы их, как минимум, спорных выводов не соответствуют уровню аргументации. Очевидно также, что упрощенный подход к изучению древней истории Ладоги и Руси в целом, строящийся на попытках решения вопросов лишь в “славяно-скандинавской” плоскости, находится в кризисе и требует корректировки.

В то же время, результаты археологических изысканий прямо говорят о тесной связи Ладоги с другими крупными торговыми центрами Северной Европы и, особенно, с “варяжским” южнобалтийским побережьем. Это отмечают, порой, даже некоторые “норманисты”, указывающие на близость культовых “больших построек” Варяжской улицы Ладоги аналогичным зданиям южного берега Балтики [11]. Думается, именно это направление наиболее перспективно для объективного решения многих вопросов древнерусской истории, в том числе связанных со Старой Ладогой.

1. Кирпичников А.Н. Раннесредневековая Ладога (итоги археологических исследований) // Средневековая Ладога. Новые археологические открытия и исследования. Л., 1985. С.7.
2. В. И. Равдоникас, К. Д. Лаушкин. Об открытии в Старой Ладоге рунической надписи на дереве в 1950 г. // Скандинавский сборник, IV. Таллин, 1959. С. 40,41,44.
3. Даркевич. В.П. Топор как символ Перуна в древнерусском язычестве // СА. 1961. № 4. C.91-102.
4. Макаров Н. А. Древнерусские амулеты-топорики // РА. 1992. № 2. С. 41-56.
5. Arne Т.J. Sveriges förbindelser med Östern under vikingatiden // Fоmvannen, 1911. S.58-59; Paulsen Р. Axt und Kreuz in Nord und Osteuropa. Воnn, 1956. S.197.
6. Й.Херрман. Славяне и норманны в ранней истории Балтийского региона // Славяне и скандинавы. М., 1986. С.116.
7. Там же, с.115.
8.  Давидан О. И. К вопросу о контактах древней Ладоги со Скандинавией // Скандинавский сборник. XVI. Таллин, 1971. С.136.
9. Й.Херрман. Указ. соч. С.115.
10. Давидан О.И. К вопросу о происхождении и датировке ранних гребенок Старой Ладоги. // АСГЭ, вып.10, 1968. С. 62-63.
11. Г.С.Лебедев. Эпоха викингов в Северной Европе. Л., 1985. С.211-212.
Tags: история России, норманизм
Subscribe

Posts from This Journal “норманизм” Tag

  • Победили ли норманисты ватников

    Скандинаволизы (норманисты) считают, что они победили ватников (антинорманистов) ещё при Карамзине. И козыряют изобилием скандинавских артефактов,…

  • Брамбеус, Русь и Скандинавия

    Речь не о повальном "норманизме" (когда цивильные народы - свеи, даны, в лице викингов и варягов - напрочь воспитали славянских варваров),…

  • "Разнёс" или ненароком подтвердил?

    Путин разносит норманнскую теорию о происхождении Руси! Таким заголовком анонсирован ролик 2017 года (авторство за сайтом Putin-today.ru |…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments