pol_ektof (pol_ektof) wrote,
pol_ektof
pol_ektof

Category:

ПАРИЖ В ЛИТЕРАТУРЕ ХІХ-ХХ века. Оксана Козорог

Обалденная статья. Красивая навсегда. Ух и Оксана, ох и Козорог!



Для памяти цитата, а читать, конечно, нужно в оригинале. В данном случае, извините, беспокоюсь больше о себе самом, нежели о моих друзьях. Уж такой эгоист!

Разрежьте сердце мне – найдете в нем Париж!
Луи Арагон

Любая фраза, сказанная сегодня о Париже, обречена на банальность. Эпитеты великолепный, прекрасный, колдовской, очаровательный, неописуемый, восхитительный, вечный город, колыбель культуры, город влюбленных, равно как и крылатые слова, столь часто  цитируемые   в  туристических проспектах и  современных описаниях Парижа («Праздник, который всегда с тобой», «Париж стоит обедни», «Увидеть Париж и умереть»), стали избитыми клише,  передающими  эмоции радости, восторга, опьянения, вызываемые этим городом. Существует и апокрифическая литература о  Париже, своеобразный   «Анти-Париж» –  некая литературная оппозиция тому, что написано об этом городе только с приставкой не или предлогом без: «Париж без Эйфелевой башни», «Париж без Сакре Кер»,  «Париж без Музея Жоржа Помпиду» и т.д. Было бы нечестно сказать, что всех великих писателей, художников, композиторов, словом, людей искусства, Париж восхищал и безоговорочно пленял. Отнюдь. За примером далеко ходить не надо. Иосиф Бродский. Наш соотечественник. В одном из интервью он признавался, что Италия, которую он увидел до Парижа, произвела на него куда большее впечатление, чем Париж. В седьмом сонете  к Марии Стюарт, написанным Бродским еще в 1974 году, есть такие строки, которые  во многом созвучны  мыслям, высказанным позднее  им  в  одном из интервью.

   Париж не изменился. Плас де Вож
   по-прежнему, скажу тебе, квадратна.
   Река не потекла еще обратно
   Бульвар Распай по-прежнему пригож.
   Из нового – концерты за бесплатно
   и башня, чтоб почувствовать – ты вошь [1; 208].

Однако стоит отметить, что все, и те, кто восхищается Парижем, и те, чьи ожидания он «обманул», подходят к Парижу как к некому эталону, мерилу исторических и  культурных  ценностей. Вспоминаются слова из анекдота по поводу красоты Моны Лизы. Один из посетителей Лувра посмотрел на картину Леонардо  и сказал, что она ему не понравилась. Посетитель высказал удивление по поводу того, что красотой Джоконды все  так восхищаются. На что получил лаконичный ответ смотрителя музея: «Она так долго всем нравилась, что имеет право  кому-то и не понравиться!» То же и о Париже. Спустимся с высоты Эйфелевой башни на бренную землю и рассмотрим подробнее, кого же из писателей манил и очаровывал Париж, а кто, наоборот,  относился к нему прохладно, скептически.
Первое имя, которое всплывает в памяти – Оноре де Бальзак. В своей «Человеческой комедии» он не только исследовал парижские нравы, описывая растлевающую власть денег на душу человека,  но и как опытный исследователь смотрел на Париж   как бы со стороны – дабы лучше увидеть все своеобразие этого города. В одном из известнейших романов – «Отец Горио» Бальзак пишет: «Париж — это настоящий океан. Бросьте в него лот, и все же глубины его вам не узнать. Обозревайте и описывайте его, старайтесь как угодно: сколько бы ни было исследователей, как ни велика их любознательность, но в этом океане всегда найдется не тронутая ими область, неведомая пещера, жемчуга, цветы, чудовища, нечто неслыханное, упущенное водолазами от литературы» [2; 124]
..........

Эти писатели (и не только эти, но эти прославились особо) как черви дождевые копали и дырявили Париж, описывая его и пописывая на него, превращая его в культурный гумус, в культурную столицу, в город праздник, в яркий город любви, разврата, клоаку грехов человеческих...  >>>

Оноре де Бальзак
Гюстав Флобер
Эмиль Золя
Генри Миллер и Нин
Эрнест Хемингуэй
Tags: критика, литература, литературное мастерство
Subscribe

Posts from This Journal “критика” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments