pol_ektof (pol_ektof) wrote,
pol_ektof
pol_ektof

1 ПЕРВЫЙ ЛИСТОПАД (1.1)

006 (3).JPG
"Всяко третье размышленье" Джона Барта

1.1

Две страницы подряд герой Джон И.Ньюитт довольно уныло и дотошно описывает географию своей малой родины, находя параллели между двумя Стратфордами – американским и английским (о которых мы уже говорили). Между делом обмолвливается о совсем уж древнем возрасте себя и своей жены – оба профессора литературы в разных жанрах. Он снова примащивает к себе поближе писателя Джона Барта, как бы особенно не зная его, но зато употребляя работы этого писателя в своей профессорской практике… Та же история и с женой по фамилии Тодд.

Так и хочется сказать: «Да хватит уже притворяться, господин сэр Джордж Ньюитт, мы уже давно всё поняли, а именно, что ты и есть Джон Барт. И не надо нам вешать сказочную лапшу на уши – достаточно первого намёка. Не такие уж глупые читатели в двадцать первом веке. Ты ведь сам в нём живёшь. Трави дальше».

Ньюитт травит дальше. Травля проистекает на собственном автомобиле «хонда-сивик», на челночном автобусе, на круизном судне, на самолёте и в фургончике «Вольво». Итогом этих перемещений оказывается аэропорт Стокгольма. А главная мысль, которую вылавливает читатель, это: «велосипедисты в офисных костюмчиках» и «как же всё чисто вокруг!»

Для дедушки с бабушкой – оба литераторы – такое описание вполне годится, ибо возраст – дело нешуточное. Для писателя же постмодерниста, к каковым Барта довольно-таки справедливо подтянули литературоведы, дело это несколько подзатянуто, тяжеловато читается, совсем не смешно. В общем, я начинаю понимать, что виновен в этой тяжеловесности вовсе не Джон Барт, а Джордж Ньюитт - превращён он старанием Барта в козлика отпущения.

Так что задумка с передачей прав от автора (= прототипу) герою, но с постоянным наблюдением со стороны автора-прототипа, это вполне логичный, хоть и слегка путаный для читателя ход. Приходится по ходу дела расшифровывать молочночернильные тайнописи Барта. Со второго прочтения это даётся довольно легко. С первого же - не очень: башка немного трещит и совсем небольно, а даже любопытно, разламывается по швам.

А также хочу отметить жирными буквами, что тут-то как раз и начинается «постмодернизм».

Но, пока что он не интересен. Пелевины с Сорокиными своих сорокорылых уховёрток для ввинчивания в чужие мозги тренируют лучше.

Во всяком случае, как говорят современные учителя «правильной литературы», которым можно верить, а можно и нет, книга не захватывает читателя с первой минуты. А как бы наоборот, она заставляет читателя не без труда проковылять по довольно побитым ступеням, ведущим к главному входу в книжный «храм», даже не периода зрелой классики, а чуть подкрашенного средневековья.

Ну что ж, ведь мы же знаем, что постмодернизму вовсе не чужда эклектика, а также специальной, экзекуторской длины предложения, и даже ворчливый китч. Простим старику Барту все эти вступительные прелюдии.

Всё равно он для нас аж с семидесятых годов классик, а с девяностых учитель, а с двухтысячных - «уважаемый дружище, сколько ж Вам лет, да Вы как молодой, да Вы ж на голову выше всех».

В общем, в длиннотах и отсутствии стрельбы на первых секундах, виновен не сам Барт, а престарелый профессор Ньюитт со своей, надеемся, не нудной, женой.
(продолжение следует)

Tags: Джон_Барт_Всяко_3-е_размышленье
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments