pol_ektof (pol_ektof) wrote,
pol_ektof
pol_ektof

Джон Барт. Всяко третье размышление. (1.4) Сложные конструкции

006 (3).JPG
1.4

Прежде чем приступить к «атомизации» последующих текстов Барта, хочу всё-таки остановиться на ярчайшей черте Барта-писателя такой, как относительно сложные конструкции предложений. Ибо, этот свойство текстов Барта не то, чтобы совсем уже «достало», а просто идёт откровенный «спотыкач». И это скорее недостаток, нежели достоинство или простительное "своеобразие".

Для того, чтобы понять Барта в таких словесных конструкциях не достаточно обычной аккуратности чтения, требуется сверхаккуратность. Попытки осилить текст кавалерийским набегом к ясности вообще не приведут. Кроме аккуратности требуется буквально кропотливость вычитки, чтобы не пропустить ни слова – это свойство с некоторой натяжкой можно отнести к плюсам – дабы не пропало ни крохи с Бартовского стола. Похоже, что Барт так просто хочет, потому что он Барт.

При этом нет в текстах каких-либо особых литературных изысков – язык Барта относительно лапидарен, в частности, мало новых словообразований – а словотворчество это свойство, характерное для постмодернистов. Во всяком случае с «Поминками по Финнегану» и даже с «Улиссом» Джойса в отношении новых слов, для расшифровки которых требуется напрячь мозг и при этом потерять суть предложения, - никакого сравнения.

Тем не менее некоторые многосложные предложения Барта конкретно «достают» читателя. В этом особенность Бартовского стиля, по крайней мере, в этом произведении.

Негоже некоторым графоманам без специального образования обсуждать стилистику мэтров.

Однако, если отбросить ложную стеснительность в сторону и принятья за обыкновенный «школьный анализ» на уровне советов учительницы литературы типа «чтобы сделать меньше ошибок при расстановке знаков препинания я советовала бы сделать так», то можно отметить именно «навязчивую, по-стариковски шамкающую, старомодную до средневековости громоздкость».

Её легко можно было бы избежать, если не ставить себя нахально (а не по неграмотности или испытывая ненависть к учительствующему читателю) в презумпционную позицию «я мэтр, и читайте меня такого, какой я есть».

Вот пример из недавно прочтённого.

«И случилось так, что внимание Дж. вследствие сего раздвоилось: один, так сказать, глаз его смотрел в путеводитель, описывавший дом, к которому они уже подходят вплотную, другой - на предмет этого описания, отчего пострадало, по крайней мере метафорически, его пространственное зрение, - и в результате Дж.И.Ньюитт неправильно оценивает необычайно высокие ступеньки дома, промахивается ступнёй мимо одной из них, теряет равновесие, восстанавливает оное, но с изрядным перебором, оступается и оскальзывается или оступается, шагнув вперёд, и оступается снова, отшагнув назад, и наконец падает ничком – от его стараний устоять на ногах карта, путеводитель и блокнот разлетаются в разные стороны – и врезается лбом в закраину ступени, обдирая попутно левую ладонь и правый локоть и корёжа, но не ломая вконец носовую перемычку его безоправных очков».

В общем, как вы видите, довольно читаемо, ничего сложного. Никаких новых словообразований. Но какое-то гаденькое чувство, что тут что-то не то.

Чтобы легче оценить этот пассаж попробуем представить, что написал это никакой не великий Джон Барт.

Во-вторых, ради холодной объективности, отбросим версию, что Барт «шарит» под старичка Ньюитта, страдающего великоречивым косноязычием якобы для стенографической точности и выявления образа.

Ведь, в конце концов, можно и не отказывать герою-старичку в его стремлении к пышнословию, а образ всё равно сохранить. Ведь мы читаем не прямую речь Ньюитта, а как бы его вольный мемуарный пересказ, аппелирующий к абстрактной публике, а не к самому себе для черновой читки под одеялом, когда можно было бы простить что угодно. Тем более он филолог и профессор, следовательно, на досуге можно было бы озаботиться об удобочитаемости.

Короче так. Представляем, что это написал не Ньюитт и Барт, а Петя Безфамильный, и выставил своё творение на русском сайте «Проза.ру».

Также представим, что к этому творению прицепился никакущий графоман, полагающий, что он «шарит» в русском языке, орфографии, и в литературе в целом. При этом он хамит, чтобы до Пети лучше дошло.

Вот что он пишет.

Петя, главное замечание к этому отрывку такое (извини за грубость, иначе не могу), что нахрена такие подробности? Кому они нужны. Ведь ты не битву при Ватерлоо описываешь, а всего лишь падение на ступеньках. Что за школьные замашки считать, что кому-то интересно знать - какой именно ногой ты оступился бесчисленное количество раз, какую ты руку поранил и в какой последовательности. Ведь ты не Наполеон, где такие подробности могли бы заинтересовать историка! Ведь ты не преступление расследуешь, где именно так дотошно и пишут, а то и ещё хлеще. Поменьше пафоса, Петя! Нахрена ты пишешь о себе от второго лица? Думаешь, это тебе придаст важности? Нихрена, Петя, важности тут никакой. Я вижу тут старание молодого человека выглядеть как-то поизящней при попадании в неловкую (до неуклюжести) ситуацию. Иначе, к чему тут высокопарность, употребление всяких слов типа «оное» - ты что, паря, в девятнадцатом веке живёшь. А как сообразуется девятнадцатый век с молодёжными словечками типа «врезается» - ведь это же словообразование характерно для века двадцатого. Хочешь сказать, что тебя неточно перевели с английского?

Может оно и так. Но, Петя, какого хера ты всю свою нелепую историю с падением затолкал в одно предложение? Думаешь, от этого оно станет выглядеть короче и сообразно кратковременности этого случая?

Ничего подобного, Петя! Все давно поняли, что ты обыкновенный лох, и что лох оступился, и что лох расписывает своё лоховство в героическом стиле. Отсюда вся велеречивость.

Никакой ты не постмодернист, Петя, а обыкновенный фантазёр. И пишешь ты так, будто ты в восьмом классе средней школы и пишешь письмо девочке, чтобы твои бытовые синяки выглядели как боевые раны.

Сходи к учительнице, Петя, и пусть она тебя научит укорачивать предложения.

Оценка «три», Петя.
(продолжение следует) fрэндить

Tags: @свои_тараканы, pol_ektof_creativity, pol©ektof, Джон_Барт_Всяко_3-е_размышленье, книги_отличные_от_других, лечебник_графомании, неправильные_книжки, рассказы_и_пазлы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments