Литтл Маунтинмэн

Проститутка Кэт против порнографа Петра Боборыкина (4.2)

Проститутка Кэт против Боборыкина.jpg
4.2

БлЪ, блЪ, блЪ!

По другому высказаться не могу.

Этот что ли писатель и есть тот самый мастер пошлости и порнографии??? Тут тысяча вопросительных и восклицательных знаков.

Чёрт! Мне кажется, что это вообще верх аккуратности и интеллигентности по отношению к такой тонкой теме, как отношения полов в части и физиологии, и психологии.

Секса тут НЕТ ВООБЩЕ (100-й кегль!).

Писатель будто специально удалился из комнаты, подальше от дивана, на котором так стандартно (как в кино и в жизни, но при полностью закрытом занавесе) произошла сцена грехопадения главной героини, так называемой «жертвы вечерней».

Боборыкин здесь – сама скромность, чуть ли не самый стеснительный, и самый "книжно" блюдущий нравы, и надзирающий за собственной жизненной нравственностью-безнравственностью христианин!

Екатерина же Безымянная со своей «сексуальной сверхаккуратностью» и полным отсутствием ненорматива (за этот финт спасибо), тем не менее, в сотни раз откровеннее, наглее, хитрож***пее (уж извините) самого главного российского "порнографа" и "бумагомараки" Петра Боборыкина.

Про стиль Екатерины уж не говорю. Он, безусловно есть, как и в любой книжке любого качества – начиная от самого слабого и никакущего до «вышака».

Но у Екатерины Безымянной стиль грешит небрежностью.

Жанр "дневниковости" и отсюда, вроде бы, разговорной и живой спецификой – как бы с листа, с родными ошибками от героини, а не от «богоподобного и всезнающего автора – есть такая категоря в литературоведении», с литературными погрешностями даёт право на скидку, но спасает не на сто процентов.

Как не верти, а тексты читатель воспринимает, в первую очередь, как плоды чистописания именно писателя, а не его героя.

Ибо подразумевается, что автор обязан обработать дневниковые оригинальные записи, а только потом запускать их в книгу.

Игра «писатель-герой-читатель» воспринимается именно как игра, а не как тупо перепечатанные, дословные мемуары или парламентская стенография.

Качеству художественного текста в немемуарах и нестенографии отводится ведущая роль.
Кстати сказать, если уж начались сравнения, то и "Жертва вечерняя" выполнена в этой же форме – то есть в форме дневниковых записей.

Но посмотрите - какая разница тех давних, и этих современных дневников. Это же небо и земля!

Какая разница в интеллектах показываемых героинь, и какая разница в палитре авторских художественных средств!

Меня могут поправить, что, мол, не шибко-то корректно сравнивать стилистики разных авторов, живущих в разных исторических эпохах… но факт остаётся фактом.

Даже если сделать поправки на разные эпохи и – ясенъ пѢнь - изменения в словесных (филологических, литературных, лексических) технологиях, то откровенно видна не только впечатляющая разница в качестве текстов, но и другое по существу статьи. Напоминаю: речь идёт о порнографии-непорнографии у двух авторов. Итак:

1.

Пётр Боборыкин, при всей вылитой на него современниками-акулами критической грязи – никакой не то чтобы величайший порнограф, а он вообще ни одной ногой, ни даже мизинчиком не порнограф. Это настоящий тонкий и реалистично пишущий психолог, мягко и без пошлости затронувший сферу любви, секса, грехопадения. Возможно, что несколько старомодно многословен. Но в данной книжке я этого не почувствовал. Скорее, в многословии просто угадан ритм времени и методы ведения разговорной речи и алгоритм мышления. Я не почувствовал напыщенности, картонности персонажей и фальши, так свойственной настоящим графоманам всех времён и народов.
Всё у Боборыкина сделано чётко и мастерски.

Это образец лишь самую малость сентиментальной прозы, и то - лишь с позиций нашего компьютерного поколения.

Зато это пример самой настоящей классической и живой, понятной каждому читателю литературной традиции, со всеми её предпочтениями и сделанной с учётом вкусов того времени, и без всяких претензий на какой-либо авангард.

И я даже не думаю настаивать на том, что отточенный классический стиль - это единственный стиль на котором нужно писать всем и всегда. Отнюдь! Но останавливаться на этом даже не буду.

Я прочёл этот роман Боборыкина, ни разу не споткнувшись и без длительных остановок. Практически "проглотил" его. Мне было интересно и всё понятно. Разве это не достойная писательская задача – заинтересовать читателя так, чтобы невозможно было оторваться от книжки? Боборыкин справился с задачей прекрасно.

2.

Совсем другое дело – писатель Екатерина Безымянная со своей "пыжущейся" на бестселлер "Проституткой Кэт".
При всей её кажущейся современности, стёбности, краткости, юморе и самоиронии - это настоящая бульварная, чуть гротескная, немножко фарсовая литература, с едва прикрытыми (по соображениям, видимо, цензуры и особому "секс-лирическому" складу самой писательницы) деталями «физкультурной порнографии», который лишь придан оттенок психологической сатиры.

Но это совсем не сатира в социальном плане. Это обыкновенные «олитературенные» шуточки и стёб в духе «плохишеских» постов любого болтологического сайта.

Правда и в том, что нынче никто и не заставляет писать социальных пассажей в бумажных, «поправдашних» книжках - издательствам достаточно опусов стёбно-пасквильно-развлекательных. Иными словами - приносящих доход. Вот они рыночные метастазы!
"Выехать" на мужских недостатках сексуальной сферы как на белом коне в книжный мир писательнице удалось. Это отличительная черта книги. Но выехала лишь частично. Потому как она поставила свою героиню априори выше остальных участников продажного свинства. А это выглядит довольно фальшиво, неуютно для читателей мужского пола (вечная и скрытая драма якобы природного превосходства женщин над мужчинами вместо эмансипации и равенства) и сверхсамонадеянно в отношении роли писательницы в этом процессе.
  Тем, кто хочет дочитать книжку до конца, приходится смириться с установкой писателя на своеобразное верховенство проститутки над жертвами скрытого морального издевательства: она в этой формуле красотка, а они чудовища. В жизни так не бывает. Чаще бывает наоборот, или в одинаковой степени мерзко: один продаёт остатки чести, другой покупает её как услугу. А если и бывает, то один раз на 10000 проституток.

Екатерина Безымянная как раз и подводит читателя к признанию такого рода исключительности своей псевдогероини, повышающую её звание до прекрасной и незаслуженно страдающей гетеры или гейши.

Рейтинги Кэт-Безымянной в ЖЖ убеждают в одном: играть в сексуально увлекательные поддавки в Интернете не только модно и выигрышно, но и спользой для рынка книжного. Выпущенная, тиражированная и рекламируемая издательством книжка – это как доказательство правоты авторской концепции. А повышенная сексуальность, снабжённая «надсменством», это такая беспроигрышная и почти волшебная, по воздействию на болванчиков, маска.

Нравственно падшая и нравственно неустойчивая прослойка со средним и минимальным интеллектом у нас и в цивилизованной Европе довольно большая. Это и есть духовная паства писательницы.

Писательница "заигралась" в энциклопедию мужских пороков до оскомины, потеряв чувство меры и подлинной высокохудожественной смехотворности образов, в том числе самой героини. Да, читается легко: теми, кому это интересно.

Но «не катит» проститутка Кэт на героиню в общепринятом позитивном смысле. Она и не думает каяться. Она горда и самоуверенна до нелепости. И она отрицательный герой в общепринятой литературной иерархии, хоть её с ног до головы мёдом намажь!

Она - такая же пошлая участница ежелневных порноспектаклей, как и все остальные. Отличается только острым язычком. А, казалось бы, столько фабульных возможностей при таком редком антиобщественном антураже!

Героиня Кэт на фоне совершаемого неприличия поставлена вроде такой остроумной и смешливой Магдалины, которая на основании какой-то странной методы зарабатывать вульвой, при этом остаётся будто бы чище и выше всей этой грязи, в которой, тем не менее, хлюпается не один год вместе с ненавистными ей, мерзкими, неумными мужчинами. А она, разумеется, умна, и нигде не говорится, что она совершает по сути богоненавис... ну ладно - общественно порицаемое, низкое дело... да... всё равно по версии Библии, ибо нравственные ценности - Европеюшки нашей образцовой - нынче претерпевают невообразимые изменения... Сравнить, разве что, можно с разлагающимся Древним Римом.

Но, так не бывает, чтобы быть выше других в такой выравнивающей людей ситуации как проституция. Мужики приходят с деньгами, а не с орудиями пыток. Её ведь не насилуют. Она действует по отработанным историей проституции правилам. Она продаёт свое тело. За бабло. Имя ей Шлюха. Так терпи уж, чего высовываться-то? Если уж в грязи, и с остальными свиньями, то хоть ты Иная, но всё равно свинья. И хоть захрюкайся по-иному. Хоть индивидуально, хоть по-особенному, хоть оригинально. Хоть красиво и по-оперному хрюкай. Хоть вхрюкивай свои обиды и стёб в порнодневничок. Те люди, которые настоящие, а не сброд и не пошлое быдло, такого рода провакационный дневничок оценят однозначно – клюква!

Хотя, это «психоделичненькое» чтиво рассчитано вовсе не на обыкновенных, то есть настоящих работящих людей не без ошибок, конечно, и не без сомнений – соблазнов-то кругом хватает, и эта книжка тоже соблазн…, а именно на быдло с претензиями на интеллект и стёб в любой ситуации.
Какого-то особенно художественного откровения, учитывая всю антиэлегантную хитрость обстановки, не вышло. Литературная сексо-психо-клюква Екатерины Безымянной на авангард не тянет.

Интересно, тем не менее, а что же скажет о книжке Безымянной Д.Быков – наш самый либеральный эксперт.
  И выглядит "клюква" бездной пошлетцы, с переворотом чёрного и белого в голове у "героини" (равно как и у писательницы, которая если и не является прямым прототипом героини, то, как минимум,
ассоциирует себя таковой).
  Внедрению в жизнь этого псевдосатирического развлекательного балагана помогает владение бойким слогом и соответствующими познаниями писательницы в узкоспециальной области. Благодаря этому удивительному сочетанию, по существу бульварное чтиво носит признаки чтива "замаскированно назидательного", узкоспециального, даже – в отношении галереи мужчин – справочно-энциклопедийного.

При этом победным рефреном звучит: "Да я "оттуда" и многое вынесла, но я не такая как все, прошу всех встать и аплодировать, скоро мне идти во власть и управлять вами балбесами".
  Она – как засланный от литературы и самой себя казачок, вкусивший прелести по-полной и вышедшей оттуда чистой и одухотворённой, готовой на литературные подвиги. При этом с рекламного вида задиранием писательского носа.

Золотой Нос устанавливается ею на полку с бестселлерами.
  Вообще поражает не книжка, а удивляет тенденция либеральных русскоязычных литераторов к поиску героев уже не среди "обыкновенных людей" – там можно покопаться и найти действительно любопытных личностей, склонных к самоулучшению и тем самым дающих пример для остальных. Нет же, наша литература, начав с "наивного и будто безвредного фэнтези, подняв воинствующих попаданцев и диванных мечтателей в ранг победителей над обстоятельствами (при этом тиражируется даже низкопробное чтиво) забирается теперь на самое дно человеческой кухни и начинает крохоборствовать там.

Литературное общество пока что нашло героиню в среде продажных женщин. Э-э-э... тоже ведь прослойка общества, и огромная (об этом говорит, в том числе, и количество синонимов этому антибожескому промыслу) – отчего бы и не поговорить об этом. Я и не против. И никто не против.
   Совсем другое дело – какое отношение к этому срезу жизни у живописующего этот срез писателя.

Ведь можно критиковать и клеймить, можно относиться лояльно, а можно "толерировать", выпячивать или славославить. Что из этого конкурсного лонг-списка реализовала Екатерина Безымянная – решайте сами.

Моё мнение тут сугубо моё – можете и не прислушиваться. Оно изложено всего лишь на странице блога, а не для трибуны.
   Пролонгируя тенденцию, можно легко догадаться, что совсем не за горами (если движение не приостановить... не цензурой, конечно, а обществом здравомыслия)... не за горами герои ЛГБТ, педофилы, наркоманы, насильники.

Маргинальщина правит литературным балом вовсю. Для этого созданы идеальные условия: соцсети и либеральные, притом финансово-ориентированные издательства!

Издательству Эксмо план разложения общества внедрением в тиражи бульварной и низкопробной литературы и до того удавался неплохо. (Эх, знало бы получше эту книжку ЦРУ - какую бы оно выписало прекрасную премию! А что, в самом деле, замахнитесь на Нобеля! Ведь дадут!) .

Издательство не стыдливо, но принципиально демократично с выпуском этой книжки спустило планку нравственности сразу на несколько делений.

Нравственность для Эксмо – это вообще не термин. Рынок! Продажи! Вот единственно верная цель сегодняшнего Эксмо.

Тараканы Екатерины Безымянной легко уживаются с тараканами Эксмо. Это жаль и совсем не смешно. Такие тараканы, разносящие повсюду микробов с бактериями совсем рядом с эпидемиями.

Скоро, скоро уже планка Эксмо окажется на уровне плинтуса.

Интересно как будет выглядеть "плинтусная эксмо-литература".

Видимо, это будет, кроме уже сказанного, высокотехнологичная "нанопорнография без прикрас" - де факто, диктофонно, с запахами, с 3D-эффектами, с приложением имитатора и пыр.



PS

Читать «Записки проститутки Кэт» я принимался десятки раз, но так и не осилил. Попытки напоминают поиск хоть сколько-нибудь пригодной еды в груде мусора, только что высыпанного из помойки.

Читать книжку сидя на унитазе – самый адекватный способ взять её не мытьём, не катаньем, а чем-то иным.

Никакая реклама, и никакие свободо-слово-любивые критики не смогут убедить меня в обратном.

CODA