Адидже, Верона

ПАЛЬТО ОТ ТУЗИКА (так звали ту кобелину). Часть 1/Глава 1

архитектура под лупой.png

(Это продолжение. Начало смотреть по адресу http://pol-ektof.livejournal.com/79035.html )
     1.1

Понятие "мода" для архитектуры едва ли применимо хотя бы в силу того, что архитектура это не такой быстрый наряд, как одежда, и если вдруг скажут, что домик-то у тебя неказист и не моден, то новый не купишь на следующий день в магазине.

Домик лучше строить на десятки лет и лучше всего в каком-либо определённом стиле.

Если же ваше сооружение не подпадает ни под какую архитектурную классификацию, то вы угодили пальцем в небо: вам подсунули либо "кич" (то есть пошлость, безвкусица, мешанина), либо вы, воспользовавшись типовым проектом, не смогли его должным образом переработать. И таким образом в историю архитектуры Вы не попали и не попадёте: вы просто сделали строительный объект.

Серой массы построек, не подпадающих ни под какие стилевые понятия, к сожалению, в мире 95% от всего строительства. Вы этого не знали, или, как мальчик вычислил голого короля, так и Вы, простодушный человек, специалист во всём, особенно в архитектуре, неужто догадывались об этом? И Вы молчали? Эх Вы! Буду писать «вас» теперь с маленькой буквы.

Эта масса похожих построек называется просто строительными объектами, несмотря на то, что частью из них также занимались архитекторы. Обидно, правда?

Следует знать, что понятие "стиль" в архитектуре – это культурологическое, эстетическое понятие, и оно относится не к материальному сооружению, а является эссенцией определённых структурированных образов, методов, подходов, культурных категорий, которыми обладают архитектурные постройки со схожими морфологическими свойствами.

И совершенно не обязательно, чтобы всё это добро находилось в одной стране, или же было под силу только одному архитектору.

Запатентовать стиль нельзя, можно только с разной степенью мастерства интерпретировать его возможности.

Даже гениальный Гауди, несмотря на внешнюю непохожесть его работ ни на что другое, идёт в рамках определённого стиля. Стиль – со своими каталонскими особенностями, вкусовыми предпочтениями, граничащими с творческим безумием и авантюризмом религиозного фанатика, яркого архитектора и художника, конструктора неимоверно сложных форм, не поддающихся обычному сопромату (балка, арка, стойка, консоль).

В сооружении Гауди – речь о «Саграде ля Фамилии» – этих привычных конструкций практически нет: всё превращено в какой-то органическо-бионический хаос.

Почему это здание стоит и не разрушается – никто не знает: стоит себе каким-то образом, да и ладно. Видно, на все руки мастер, этот великий Гауди: и в архитектуре он соображает, и конструкции его держатся на чутье. Словом, таинственная это история, а сам Гауди, без всяких сомнений – гениальный мастер!

Стоит собор, кстати, уже довольно долго. Бетонные конструкции давно бы уже затрещали, а из бетона повылазила бы арматура и покрыла бы здание ржавчиной.

История стилей – это мир особо долгих архитектурных приключений и иногда вековых теоретических споров. Живые теоретики частенько спорят с постулатами, авторы которых уже не могут ответить, потому что их давно нет в живом мире.

Если какой-либо архитектурный деятель эгоистично окрестит свой новый шедевр началом нового стиля, то он будет прав лишь частично. Стилем это назовётся только тогда, когда найдутся многочисленные его последователи, интерпретаторы, плагиаторы, когда количество подражаний перерастёт в качество, и в определённый момент это качество уже можно будет обсуждать в среде теоретиков как претензию на новый стиль.

Очень важно знать, что стилистика формируется не только волевым или творческим усилием архитектора, а находится в прямой зависимости от уровня развития строительных технологий, от политической ситуации, от взаимоотношений в обществе различных слоёв, от общей культурной ауры, от отношения к творческому наследию и т.д.

В данной статье пропускаю 1,5-2 тысячи лет архитектурной истории и обращаюсь к стилям, которые на слуху сегодня.

Начну с модернизма и постмодернизма. С 60-х годов в мире медленно начинается волна использования архитектурных деталей, выхваченных из разных исторических эпох – PLAYBOY ARCHITECTURE.

Так известный архитектурный теоретик Зигфрид Гидион по-своему обидно охарактеризовал начало постмодернизма.

Гидиону, как апологету "правильной и логичной" архитектуры, не нравилось ни такое развитие событий, ни приписка современному движению понятия "стиль".

Он пишет : ".... говоря о современной архитектуре, мы неохотно употребляем слово "стиль". Как только мы ограничиваем архитектуру понятием "стиль", то тем самым подходим к формалистическому рассмотрению вопроса. Современное движение в архитектуре – это не поиски стиля, характерные для формотворчества XIX века".

Другими словами, Гидион ещё не знал , что "плейбойскую" архитектуру Чарльз Дженкс позже авторитетно назовёт эпохой постмодернизма (читатель, не путай с модерном и с модернизмом – это совершенно другое), а знал ли Гидион о существовании Дженкса? Да, знал, но до поры умалчивал, считая его в этом смысле пока-что мальчиком.

(продолжение следует)
fрэндить автора pol_ektof       
Метки: