pol_ektof (pol_ektof) wrote,
pol_ektof
pol_ektof

ДНЕВНИКОВОЕ. Почему именно эти?

Стараюсь каждый месяц приобретать на Озоне от трёх до пяти бумажных книжек. У каждой такой покупки своя мотивация.
   В октябре (а ща 2016 год) вышло так:
1-я ПОКУПКА
Авиамодельный кружок при школе номер шесть.jpg
   

    Когда-то (в самом начале своего пребывания в ЖЖ) довольно-таки глубоко "наехал" на сэра Макса Фрая (Светлана Мартынчик - для тех кто не знает) по поводу выпущенного под её брэндом нового сборника разных авторов: "Авиамодельный кружок при школе №6".
     Тогда этот сборник всего-лишь предполагался к печати. Теперь он есть во всех магазинах, в том числе и в OZONе, услугами которого я давно пользуюсь.
    
В тот раз я "получил" от Макса Фрая по мозгам: за мой совершенно нелестный отзыв, который носил характер  «критики впрок», то есть критики на нечитанное произведение. Другими словами, я описывал предполагаемую реакцию.
   
Таких фокусов (расскажите о вкусе нееденных французских лягушек) я вообще-то не люблю. Но тут будто доктор Иванов принялся втыкать в кокушки шприц с адреналином, и я, при каждом  впрыске, по-лягушачьи вскидывал ручонки и выкидывал лапками соответствующие дозе коленца.
   
Я, товарищески любя, стыдил сэра Макса в вольной или невольной пропаганде "литературной чернухи", которая многим "обыкновенным читателям"  – то есть без либеральных и анархических вывихов – давно уж обрыдла, а у более высокоорганизованных вызывала тошнотный рефлекс.   
     Я рассуждал не совсем с потолочной позиции, а основывался на добротно, и притом пафосно, прописанном автором анонсе – судя по стилю, вполне под стать содержанию  книги, –  в котором читателю обещались распрекрасные ужасы из-под пера талантливейших молодых писателей.

Судил я также по представленным иллюстрациям, вовсе даже восхитительным по мастерству и энергии: без шуток.
Да и художница в моём представлении была настоящей куколкой. Лучше бы она была страшной ведьмой: тогда я, может, не так бы распалялся.

    Но участие женской руки в каждом нарисованном скелетике, в каждом чёрном гробе и в каждом ку-кукс-клановом колпачке с чумными венецианскими носами   подстёгивало меня втройне – и я изощрялся как мог.
     Вслед за алавердынским пенделем и вежливым пожеланием наблюдать как можно чаще мой автопортрет в зарешёченном окне психушки, –  я поимел несколько забавных, тролличьего вида неприятностей от фанов сэра Макса.
     Там мне обещалось много чего любопытного, включая шутливую расправу с таким же развеселым смертельным исходом в случае если я не остановлю ниагару лжи на их героя.

А чего ещё можно ждать от рассерженных фанатов? Они же все сплошь и рядом шутники энд фантазёры, энд садисты. И я им был нужен. Я совершенно вовремя попался им под руку. Они давно уже мечтали выразить свою преданность Максу. И вот он я: сам напросился. По-другому фаны просто не могли поступить.  Они вели себя максимально вежливо: ибо не прислали по почте яду и не кидались динамитом, попутно взрывая невинных окружающих, которые знать не знают кто такой сэр Макс. Они  просто и конкретно окунули голову неосторожного критика в ассенизаторскую бочку, а потом вынули: иди, мол, дядя, на хер, на первый раз ты прощён.
    В общем, я их понимаю.
    Я пошёл по указанному адресу и ничуть не обиделся. Жаль только мне, что экзекуторы не были такими талантливыми, как их живой фетиш Макс Фрай.
    Но, на то и существует субординация  в цивильном мире: кто-то должен создавать подслащенные литературные какашки (извините: чоколадки), а кто-то – их разгребать, сушить-варить, сортировать по пакетикам и объявлять панацеей.
     И я обещал (самому себе) непременно прочесть эту чёртову книжку, с тем, чтобы доподлинно удостовериться - насколько я прав или неправ; а, по прочтению, или утвердиться в своём ожидании ужасного, или принести извинения сэру Максу в случае своей ошибки.

Теперь такая оказия стала возможной. В ноябре буду читать эту книгу.
В декабре, надеюсь, созреет реактивный антворт.
     Хочу вновь сообщить, что я, по большому счёту, вовсе не противник сказочного творчества Макса Фрая.

Напротив, мне нравится ювелирная, а ля времён средневекового расцвета искусств – техника его письма.
Этого не скажешь о довольно-таки пустом, бесцельном содержании приключений девочкоподобного героя: а он – наблюдатель из нашего мира, почти что Холмс с Ватсоном.
    А также трогательно смешна водопереливная жизнь окружающих его персонажей.
    А этот тотальный мир чрезвычайно наивных волшебников – чёрных и белых, и где красочно, дотошно, и даже психологично,  то есть "литературно витиевато", расписывается довольно-таки бестолковое их  «существование ради существования»? Разве это «серьёзная сказка»? Разве это может сравниться с ярчайшим Средиземьем Толкина и не менее романтичным и продуманным со всех сторон миром Поттера от Роулинг?

Извини, читатель, что отвлекаюсь от предмета купли – «Авиамодельного кружка» – на параллельную тему, но без этого, чувствую,  не получится.
Речь тут идёт о существовании   персонажей на поле выдуманного для них мира, что вообще-то понятно, поощрительно и простительно (в зависимости от писательской  удачи или неудачи).
Но это их времяпровождение, включая все внутрикнижные страсти, не особо мотивированы. Этому мешает в значительной степени их тотальное волшебство: от мала до велика. Оно настолько тотально, что приходится с этим свойством  бороться по придуманным писательницей правилам (примерно как у людей с их законами, религией и моралью). В этом-то и состояла самая сложная задача автора: загнать мир волшебников в рациональные, по-волшебному, конечно, рамки. Без такой внешней регуляции с писателем случилась бы большая фиасковая труба, а в книге воцарился бы мир батьки Махно.
Сравнение поведенческих мотиваций в сказочном максофраевском «там» и в рациональном «у нас» сложилось вовсе не в сказочную и не в писательскую пользу: на материалистичной земле-матушке всё как-то гораздо значительней что ли, как-то «настоящее», гораздо переживательнее и, в итоге, интереснее.
     Или я чего-то недопонимаю. Или действительно  являюсь полным болваном, согласно клейма от великой писательницы. Или упорствую (не доводя до дурдома), не желая принимать вольностей "опостмодернившейся" и "отолерантнившейся" сегодня (у терпимых писателей) и глупейшей, безграмотной, скучнейшей (у псевдописателей-последователей жанра) фэнтезийной науки. Против времён Дж.Р.Р.Толкина и Дж.Роулинг именно так ситуация и выглядит, ничего не преувеличивая.
     Тем не менее подчёркиваю (это ли не садомазо, паралич сознания и безответная любовь!),что я продолжаю плаксиво и униженно, тугоухо и либерально уважать сэра Макса-Светлану Мартынчик: 1. за трудолюбие, 2. за стилистический талант в его-её собственных книгах, 3. За красивые обложки, специальные шрифты (сильно не дотягивает до толкиеновских азбук, но намёк-то обозначен) и выпущенный предпоследним толстючий том, который так красиво смотрится на полке.


PS. Возвращаясь к нашим баранам, просто сообщаю: жду не дождусь прибытия «Авиамодельного кружка».
.............................................................

2-я ПОКУПКА
Умберто Эко Шесть прогулок в литературных лесах.jpg

"Шесть прогулок в литературных лесах" Умберто Эко. Признаюсь к своему стыду, что я не читал этого знаменитого писателя. Возможно, что я бы удовлетворился онлайн-чтением, но именно такой книжки на просторах интернета и не нашёл. Решил купить, тем более, что я довольно тщательно изучаю сейчас всё то, что относится к писательским кухням. Тем более, что Умберто Эко является докой в филологии.
.......................................................................
    3-я ПОКУПКА
Умберто Эко Шесть прогулок в литературных лесах.jpg

Это том третий из семитомника Михаила Бахтина, и называется он "Теория романа" (1930-1961). Всё это мне чрезвычайно нужно. Ибо, я (если не помру раньше времени) собираюсь писать цикл (или не цикл, а как получится) "Графоманус Санаториум". Для тех кто не силён в филологии и литературоведении скажу только то (со слов одной уважаемой бывшей студентки), что этот автор в соответствующих учебных заведениях является БОГОМ литературоведения.
Также интересны даты, демонстрирующие долготу книгонаписания: 1930-61 г.г. Дело в том, что этого автора столько времени не печатали в СССР. Интересно, почему? Что там такого чёрноволшебного?
Тридцатые годы  понятны: автор только разгонялся.
С войной тоже ясно: не до этого было издателям, самим бы выжить.
А последующие послевоенные годы, 16 лет? Думаю, что книга в этот период "кристаллизовалась и выкристаллизовывалась" (как  сложен для иностранца русский язык, а русскому хоть бы что).
"А как непонятен Русский мир", - думают.
"А как же так случилось, что у проклятых коммунистов процветает филология, неужто у кухаркиных детей сообразилки работают?", - закручиваются иностранные мозги.
    - Тем более, следует прочесть, коли иностранцам это странно. Значит мне станет приятно, хоть у меня мать и не из кухарок. – Так решил я, и отправил бабло в Озон.
 

заcтолбить freundа

Tags: Макс_Фрай, дневниковое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments